Главная » 2016 » Январь » 5 » Контрольная работа по русскому языку 11 класс за 4 четверть с ответами
12:37
Контрольная работа по русскому языку 11 класс за 4 четверть с ответами

Данная контрольная работа составлена в двух вариантах, имеет следующую структуру:

Фонетика, орфоэпия- А1
Морфемика, словообразование- Б1
Лексика,фразеология-А10, А18
Морфология- А9,А13,Б2
Орфография-А11,А12
Синтаксис, пунктуация-А4,А7,А8,А14,А15,3,Б4,Б5,Б6
Языковые нормы-А2,А3,А6
Анализ текста-А5,А16,А17,Б7,Б8
Создание текста(сочинение)- С

Работа состоит из 3-х частей:

часть А (18вопросов) с предлагаемыми ответами;

часть Б (8вопросов) с кратким ответом (самостоятельно формулируют);

часть С (сочинение) задание с развернутым ответом.

Цель- проверить уровень сформированности языковой компетентности выпускников.

За каждый правильный ответ частей А и Б выставляется 1 балл, общее количество баллов- 26.

За сочинение-рассуждение-21 балл.

Критерии оценивания: «5»-40 - 47 ; «4»-32-39; «3»-24-31 ; «2»- 23.

Ключ к контрольной работе

Вариант1


Вариант2

А1 -2


А1-1

А2- 4


А2-3

А3- 3


А3-2

А4 -1


А4-4

А5 -3


А5-4

А6 -2


А6-1

А7-4


А7-1

А8 -4


А8-2

А9- 3


А9-2

А10- 3


А10-4

А11 -4


А11-4

А12- 4


А12-1

А 13- 2


А13-2

А14-1


А14-3

А15-3


А15-2

А16- 3


А16-1

А17- 2


А17-2

А18 -3


А18-2

Б1 современной


Б1 сделает

Б2 несколько


Б2 обусловлено

Б3 (с) такой силой


Б3 значимое отношение

Б4 12,16


Б4 3

Б5 20,21


Б5 2,4

Б6 16


Б6 5,6

Б7 20


Б7 19

Б8 3,4,8,7,9


Б8 4,2,7,8,5

ВАРИАНТ 1

Часть 1

А1. В каком слове произносится мягкий согласный [д,]?

деквалификация
девиз
дешифровать
дека

А2. Какое слово в форме родительного падежа множественного числа сохраняет ударение на первом слоге?

степень
повар
областъ
лектор

А3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Не имея часов,

сориентироваться во времени помогут растения.
есть множество других способов определить время суток.
можно определить время по цветам.
у нас не было возможности точно определить время.

А4. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

Ветер словно помогает спортсмену, чтобы прыгнуть подальше.
Работа удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к дипломным работам.
Мы были на экскурсии в Бородине и Можайске.
На станции «Театральная» вам нужно перейти на другую линию.

Прочитайте текст и выполните задания А5-А10.

А. Читательские оценки современников, как свидетельствуют факты, не всегда совпадают с мнениями потомков.

Б. ..., М.А. Дмитриев в своей книге воспоминаний писал об одном из представителей московского Парнаса: «Кому не было известно имя князя Шаликова? Гоголь, которого талант был так силён и живописен, никогда не пользовался такой известностью».

В Теперь имя П.И. Шаликова, поэта-сентименталиста, почти забыто.

Г Его узнавали на улицах, в прогулках по Тверскому бульвару его всегда сопровождали толпы поклонников и поклонниц.

А5. Укажите место пропущенного предложения:

Для современников же он был почти классиком.

между А и Б
между Б и В
между В и Г
после Г

А6. Какое из перечисленных вводных слов или сочетаний может быть в начале предложения Б?

следовательно
так
как обычно
короче говоря

А7. Какое предложение является односоставным или включает в себя односоставное?

А
Б
В
Г

А8. Какая характеристика соответствует предложению А?

сложное бессоюзное
сложноподчиненное
простое, осложненное сравнительным оборотом
простое, осложненное вводным предложением

А9. В каком(-их) предложении(-ях) есть причастие(-я)?

А
Б
В
Б, В

А10. Каково значение слова ПАРНАС в предложении Б?

аристократический клуб
название района (прежнее) в центре Москвы
круг людей искусства, поэтов
исторические личности, знаменитости

А11. Укажите верное объяснение написания выделенных слов.

У картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» я (н..) могу (н..) остановиться — она погружает меня в ровный и могучий поток своего настроения.

Не могу — глагол с отрицательной частицей; ни остановиться глагол с частицей ни, усиливающей отрицание.
Ни могу, ни остановиться — ни-ни — повторяющийся союз, соединяющий глаголы.
Ни могу — глагол с усилительной частицей ни, не остановиться глагол с отрицательной частицей.
Не могу не остановиться — частица не перед обоими глаголами, входящими в сочетание; «двойное отрицание» имеет значение утверждения

А12. В каком(-их) слове(-ах) пишется одно Н?

Вымоще..ая улица

Б. Хорошо точе..ые ножи

Заявил увере..о

Г. Все хорошо обоснова..о

А, Б
Б
В, Г
Г



А13. Укажите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно.

(НИ)КТО, КАК(БЫ) ни старался, не может прибавить себе роста.
Нам была скучна опера, тем (НЕ)МЕНЕЕ я очень благодарен родителям (ЗА)ТО, что нас с ранних лет заставляли её слушать.
(КОГДА)ТО эвенк, перед тем как срубить берёзку, долго каялся и просил прощения у берёзки (ЗА)ТО, что вынужден её погубить.
Можно строить дома на берегах рек, но (ПРИ)ТОМ условии, ЧТО(БЫ) вода оставалась чистой.

А14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Он был прирожденным рассказчиком () и ветвистость его рассказов только подчеркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал.

Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.
Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.
Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общее придаточное предложение.
Запятая на месте скобок нужна, потому что И присоединяет уточняющий второстепенный член предложения.

А15. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Я знал, что многие люди, проходя под башенными часами, довольно часто (1) сверяют с ними собственные. При этом (2 ) они обязательно, если проходили не одни, громко называли время и выражали неудовольствие или (3) наоборот (4) радость по поводу работы своих часов.

1, 3, 4
2, 3, 4
3, 4
1, 2, 3, 4

Прочитайте текст и выполните задания А16-А18, В1-В8, С1.

(1)Александра Ивановна... (2)Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на неё повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

(3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думал что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства — любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.

(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

(5)Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и её три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали её голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то! (10)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам её читать.

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность её чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно её голос сказались. (14)Но было и ещё что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два её у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26)Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чём мы не ведали), а иногда и уродливой (о чём мы тем более не ведали) силой.

(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28)И именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.

(По Ф. Искандеру)

А16. В какой(-их) фразе(-ах) можно найти объяснение, почему дети не захотели слушать чтение другой учительницы?

8
10-12
13, 15, 26
20, 21, 28

А17. Какой фрагмент текста построен как повествование?

предложения 3-6
7-11
13-17
24-28

А18. В каком предложении употреблено фразеологическое сочетание?

25
26
27
28

Часть 2

Ответы к заданиям В1 -ВЗ запишите словами.

Б1. Из предложений 3-4 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом.

Б2. Из предложений 3-4 выпишите наречие степени местоимённого происхождения.

Б3. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

Б4. Среди предложений 9-17 найдите сложные предложения, включающие односоставное безличное. Напишите номера этих предложений.

Б5. Среди предложений 18-25 найдите предложения с вводным предложением. Напишите номера этих предложений.

Б6. Среди предложений 12-21 найдите сложное предложение с последовательным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Б7. Какое из предложений 18-24 связано с предыдущим с помощью союза? Напишите номер этого предложения.

Б8. Прочитайте фрагмент рецензии, где анализируются языковые особенности данного текста.

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номер термина из списка.

«Когда автор вспоминает эпизоды из детства и говорит любимых героях, его речь особенно эмоциональна, здесь и запоминающиеся… (предложения 5, 6, 27), и… (предложение 22), …(предложение 9).

Осмысливая прошлое, Искандер будто размышляет вслух, поэтому используются такие синтаксические средства, как …(предложения 5, 13),…(предложения 21, 24).»

Список терминов:

слова с уменьшительными суффиксами
просторечные слова и формы слов
эпитеты
метафора
сравнительные обороты
ряды однородных членов
инверсия
экспрессивный повтор
парцелляция и присоединительные конструкции

Часть 3

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

Часть 1

А1. В каком слове ударение на третьем слоге?

договор
красивейший
языковые (явления)
христианин

A2. В каком ряду все формы числительного образованы правильно?

до ста, до семиста, к семистам
к ста, в семиста, семьюстами
в семистах, до семисот, в ста
в семистах, до семисот, в стах

А3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Доехав до конечной станции,

там нас ждала машина.
нужно пересесть на автобус.
останется километра два.
дальше путь лежал по реке.

А4. Укажите предложение без грамматических и речевых ошибок.

Школу часто обвиняют в недостаточности знаний выпускников.
Школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускников.
Газета «Колокол» пользовалась большим влиянием на русское общество.
Газета «Колокол» оказывала большое влияние на русское общество.

Прочитайте предложения и выполните задания А5-А10.

А.«Невинные странности», причуды, которые, по мнению А.С. Пушкина, являлись признаком независимости, были свойственны и московским писателям.

Б.Она хранила «привычки милой старины» и культивировала частный образ жизни.

В.Москва, находившаяся в постоянной оппозиции к чиновному Петербургу, всегда славилась оригиналами.

Г. К.Н. Батюшков писал в 1811 году: «Здесь всякой может дурачиться как хочет, жить и умереть чудаком».

А5. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст, не зависящий от предшествующего контекста?

А, В, Г, Б
А, Г, В, Б
В, А, Г, Б
В, Б, Г, А

А6. Какие слова или сочетания противопоставлены здесь по смыслу?

частный — чиновный
оппозиция — независимость
культивировать — «хранить привычки»
причуды — «привычки милой старины»

А7. Укажите предложение с вводной конструкцией (словом, сочетанием или предложением).

А
Б
В
Г

А8. Какой(-ие) из перечисленных видов сложных предложений представлен(-ы) в микротексте?

сложносочинённое
сложноподчинённое
сложноподчинённое и сложносочинённое
сложное с сочинительной и подчинительной связью

А9. Определите часть речи, к которой принадлежит слово СВОЙСТВЕННЫ из предложения А?

причастие
прилагательное
местоимение
деепричастие

Al0. В каком значении употреблено слово ОРИГИНАЛ в предложении В

подлинник (не копия) чего-либо
самостоятельный, не склонный к подражанию
человек, старающийся выделиться внешним видом или манерами среди окружающих
своеобразный, непохожий на других человек

А11. На месте каких цифр в словах пишется НН?

Публика толпилась около аттракцио( 1 )ов, тогда как дальние, неосвещё(2)ые уголки парка были соверше(3)о безлюдны.

1, 2
2
3
2,3

А12. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ю?

се..щий пшеницу, (они) бор..тся
испыту..щий (взгляд), (они) стро..тся
дорогосто..щий, (они) пропол..т
ду..щий (ветер), (они) очут..тся (в незнакомом месте)

А13. В каком ряду все слова пишутся слитно?

(не)доезжать, (по)дешевле, (пол)минуты
(не)зачем ехать, что(бы) не ошибиться, (по)одиночке|
(ни)где, (в)четверо, (во)первых
(ни)когда, (в)серьёз, (в)шутку

А.14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Первые слова оратор произнёс кротко и просто, но вдруг повысил голос () и следующее слово громом прокатилось под сводами.

Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.
Запятая на месте скобок нужна, потому что И присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения.
Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.
Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общее главное предложение.

А15. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

В своей статье Фазилъ Искандер «почти пропел гимн недосказанности в искусстве». Тем не менее (1) он отмечает, что самые великие произведения искусства, такие как (2) скажем (3)«Война и мир» Толстого или «Возвращение блудного сына» Рембрандта, сильны (4) прежде всего (5) ясностью, хотя и в них есть элементы недосказанности.

1, 2, 3, 4
2, 3
3
2, 3, 4, 5

Прочитайте текст и выполните задания А16-А18, В1-В8, С1.

(1)Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызывающим наибольшие споры категориям. (2)Не случайно ещё теоретики XVIII века ввели понятие «вкуса» — сложного сочетания знания умения и интуиции, врождённой талантливости.

(З)Прежде всего необходимо подчеркнуть историческую ограниченность этих определений: то, что представляется «хорошим» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зрения может показаться «плохим». (4)Молодой Тургенев — человек с тонко развитым поэтическим чувством — восхищался Бенедиктовым, Чернышевский считал Фета — одного из любимейших поэтов JI.H. Толстого — образцом бессмыслицы, полагая, что по степени абсурдности с ним можно сопоставить только геометрию Лобачевского. (5)Случаи, когда поэзия с одной точки зрения представляется «хорошей», а с другой — «плохой», настолько многочисленны, что их следует считать не исключением, а правилом.

(6)Чем же это обусловлено? (7)Для того чтобы в этом разобраться, необходимо иметь в виду следующее: мы рассматриваем поэзию как некоторый вторичный язык. (8)Однако между художественными языками и первичным, естественным языком есть существенная разница: хорошо говорить на русском языке — это значит правильно говорить на нём, то есть говорить в соответствие с определёнными правилами. (9)Говоря по-русски, мы можем узнать бесконечное количество новых сведений, но русский язык предполагается уже известным нам настолько, что мы перестаем его замечать. (10)Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. (11)В поэзии дело обстоит иначе — самый её строй информативен и всё время должен ощущаться как неавтоматический.

(12)Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (13)Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, второго — тривиальным. (14)Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для неё информативные. (15)А это подразумевает конфликт с читательским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (16)Но, побеждая читателя, писатель берёт на себя обязательство идти дальше. (17)Победившее новаторство превращается в шаблон и теряет информативность

(18) Новаторство — не всегда в изобретении нового

(19) Новаторство — значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и несовпадение с нею.

(20)Цель поэзии, конечно, не «приёмы», а познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности в процессе познания... (21)Поэтический текст — мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины, истолкования окружающего мира и ориентировки в нём. (22)В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. (23)Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать её механизм, её внутреннюю структуру.

(Ю. Лотман)

А16. Какой абзац построен по схеме: тезис — примеры, подтверждающие его?

второй (предложения 3-5)
третий (предложения 6-11)
четвёртый (предложения 12-19)
пятый (предложения 20-23)

А17. Определите стиль и тип речи.

художественный стиль; рассуждение с элементами описания
научный стиль; рассуждение
художественный стиль; повествование
официально-деловой; описание

А18. Какое слово в данном тексте выражает отрицательную оценку называемого явления?

вторичный (предложение 7)
тривиальный (предложение 13)
привычная (предложение 15)
неожиданны (предложение 12)

Часть 2

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

Б1. Из предложений 12-14 выпишите слово, образованное приставочным способом.

Б2. Из предложений 5-8 выпишите страдательное причастие.

Б3. Из предложений 18-19 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

Б4. В первом-втором абзацах найдите предложение, в котором одно из подлежащих выражено указательным местоимением. Напишите номер этого предложения.

Б5. В каких предложениях текста тире выделяет обособленное приложение? Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 3-11 найдите сложные предложения, в которых есть придаточное со значением степени и следствия. Напишите номера этих предложений.

Б7. Какое из предложений 12-19 связано с предыдущим с помощью лексического и синтаксического повтора?

Б8. Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Автор излагает довольно сложные литературоведческие положения, в построении которых ведущую роль играет… (на- пример, предложения 1, 3, 4, 5, 10-11), а иногда… (предложения 12, 17).

Использование таких синтаксических конструкций, как …(предложения 1, 2, 15, 20, 21),… (предложения 8, 12), в этом тексте обусловлено прежде всего стремлением к точности выражений»

Список терминов:

метафора
парадокс
сочетание книжных и разговорных слов и фразеологизмов
антитеза
гипербола
сравнительные обороты
ряды однородных членов
уточняющие члены предложения

литота

Часть 3

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Категория: Школьникам | Просмотров: 608 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]