Главная » 2016 » Январь » 6 » Контрольная работа по русскому языку 7 класс по теме: «Словообразование»
13:08
Контрольная работа по русскому языку 7 класс по теме: «Словообразование»

Цели урока:

закрепить знания учащихся о способах образования слов в русском языке;

сформировать умение разбирать слова по составу;

способствовать воспитанию наблюдательности, чувства ответственности.

Ход урока

1. Организационный момент

2.Повторение по теме «Словообразование»

1. Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее: дружок, хорошо, грузчик, заход.

Выделите окончание и основу в словах. Какое слово не имеет окончания и почему? В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов? Каждого конкретного слова?

2. Выделите суффиксы в словах: снежок, занесли, учитель, беловатый.

Какое слово лишнее и почему? ( Суффикс –л – не словообразовательный.)

Каково значение суффиксов в остальных словах?

3. Определите значение суффиксов в слова, найдите лишнее слово: стульчик, лётчик, шкафчик, барабанщик, каменщик. ( Лишнее – «стульчик», в нем уменьшительно – ласкательный суффикс.)

4. Выделите приставки в словах, найдите лишнее слово: подход, подосиновик, подсвечник, подушка.

Почему подосиновик, подсвечник, подушка так называются? ( У приставки ПОД – в этих словах значение синонимично значению предлога ПОД.)

А каково значение приставки в слове «подход»?

Вспомните другие слова с приставкой ПОД -, имеющей значение приближения ( подъехал, подошёл, подбежал).

Так какие морфемы – словообразующие?

Предлагаю вам ещё несколько «задачек».

5. Разберите слова по составу: снеговик, весенний, задумка, низко, водопад, самолёт,

6. Сравните три слова: дух, смех, успех.

Может быть, вы скажете, одинаковым ли способом они образовались? И какой же древний суффикс вами выявлен?

( Суффикс – х -.)

3.Физкультурная минутка

4. Наблюдение над использованием морфемного повтора в изобразительных целях.

Учитель: Словообразование в русском языке отличается большим богатством и разнообразием. Учёные- лингвисты подсчитали, что 90% слов в русском языке образованы с помощью приставок и суффиксов, а это значит, что с их помощью образовано 9 слов из 10! Ведь приставки и суффиксы могут объединяться.

Безграничными возможностями словообразования пользуются писатели, поэты.

1. Послушайте стихотворение С. Маршака. Какие однокоренные слова лежат в его основе?

Чести золото не купит.

Честный чести уступит.

Честь нужна ему, как свет.

Рад продать её бесчестный,

Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

2. Повтор в художественной речи - очень выразительное средство: повтор слов (лексический), повтор звуков (звукопись), повтор морфем ( однокоренные слова).

прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета « Осенняя роза».

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины,

Дыханьем ночи обожгло.

Как вы понимаете выражения «сад обнажил своё чело», «георгины дыханьем ночи обожгло»? Какой приём использован поэтом? В каком значении употреблено слово «ночь»? С какой целью автор использует однокоренные слова? Какой повтор вы нашли в стихотворениях русских поэтов? (Это опережающее задание.)

5.Чтение и анализ стихотворений, подготовленных дома

Учитель: Что придаёт стихам неповторимый русский колорит? ( Уменьшительно – ласкательные суффиксы.) Отметим также постоянные эпитеты, инверсию.

6.Поводятся итоги урока. Домашнее задание
Категория: Тесты | Просмотров: 459 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]