Главная » 2016 Январь 6 » Контрольная работа по русскому языку 7 класс по теме: «Словообразование»
13:08 Контрольная работа по русскому языку 7 класс по теме: «Словообразование» | |
Цели урока:
закрепить знания учащихся о способах образования слов в русском языке; сформировать умение разбирать слова по составу; способствовать воспитанию наблюдательности, чувства ответственности. Ход урока 1. Организационный момент 2.Повторение по теме «Словообразование» 1. Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее: дружок, хорошо, грузчик, заход. Выделите окончание и основу в словах. Какое слово не имеет окончания и почему? В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов? Каждого конкретного слова? 2. Выделите суффиксы в словах: снежок, занесли, учитель, беловатый. Какое слово лишнее и почему? ( Суффикс –л – не словообразовательный.) Каково значение суффиксов в остальных словах? 3. Определите значение суффиксов в слова, найдите лишнее слово: стульчик, лётчик, шкафчик, барабанщик, каменщик. ( Лишнее – «стульчик», в нем уменьшительно – ласкательный суффикс.) 4. Выделите приставки в словах, найдите лишнее слово: подход, подосиновик, подсвечник, подушка. Почему подосиновик, подсвечник, подушка так называются? ( У приставки ПОД – в этих словах значение синонимично значению предлога ПОД.) А каково значение приставки в слове «подход»? Вспомните другие слова с приставкой ПОД -, имеющей значение приближения ( подъехал, подошёл, подбежал). Так какие морфемы – словообразующие? Предлагаю вам ещё несколько «задачек». 5. Разберите слова по составу: снеговик, весенний, задумка, низко, водопад, самолёт, 6. Сравните три слова: дух, смех, успех. Может быть, вы скажете, одинаковым ли способом они образовались? И какой же древний суффикс вами выявлен? ( Суффикс – х -.) 3.Физкультурная минутка 4. Наблюдение над использованием морфемного повтора в изобразительных целях. Учитель: Словообразование в русском языке отличается большим богатством и разнообразием. Учёные- лингвисты подсчитали, что 90% слов в русском языке образованы с помощью приставок и суффиксов, а это значит, что с их помощью образовано 9 слов из 10! Ведь приставки и суффиксы могут объединяться. Безграничными возможностями словообразования пользуются писатели, поэты. 1. Послушайте стихотворение С. Маршака. Какие однокоренные слова лежат в его основе? Чести золото не купит. Честный чести уступит. Честь нужна ему, как свет. Рад продать её бесчестный, Но, как всякому известно, У бесчестных чести нет. 2. Повтор в художественной речи - очень выразительное средство: повтор слов (лексический), повтор звуков (звукопись), повтор морфем ( однокоренные слова). прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета « Осенняя роза». Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины, Дыханьем ночи обожгло. Как вы понимаете выражения «сад обнажил своё чело», «георгины дыханьем ночи обожгло»? Какой приём использован поэтом? В каком значении употреблено слово «ночь»? С какой целью автор использует однокоренные слова? Какой повтор вы нашли в стихотворениях русских поэтов? (Это опережающее задание.) 5.Чтение и анализ стихотворений, подготовленных дома Учитель: Что придаёт стихам неповторимый русский колорит? ( Уменьшительно – ласкательные суффиксы.) Отметим также постоянные эпитеты, инверсию. 6.Поводятся итоги урока. Домашнее задание | |
|