Главная » 2016 Январь 6 » Контрольная работа по русскому языку 8 класс по теме: «Лексика и фразеология»
12:57 Контрольная работа по русскому языку 8 класс по теме: «Лексика и фразеология» | |
Цели урока:
Образовательная: систематизировать и расширить знания обучающихся о языке и таких разделах как лексика и фразеология, формировать у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас. Развивающая: повышать культуру речи обучающихся, развивать умение пользоваться справочной литературой, навыки выразительного чтения. Воспитательная: воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку, уважение к народу- творцу языка, коммуникативную культуру, познавательные интересы. Материально- техническое обеспечение Мультимедийная презентация Компьютер, программа Microsoft Power Point Карточки для блиц- опроса Карточки- задания для самостоятельной работы Методы урока: слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, игровой метод. Ход занятия 1. Слово учителя: Здравствуйте, садитесь. Сегодня, ребята, у нас обобщающее занятие по теме “Лексика и фразеология русского языка”. Запишите в тетрадь число и тему урока: “Обобщение изученного по лексике и фразеологии русского языка”. Наша цель сегодня - систематизировать и расширить ваши знания по лексике и фразеологии, еще раз убедиться в том, что именно в лексике проявляется богатство русского языка, словарный состав которого постоянно изменяется. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Алексей Толстой писал: «Язык – это орудие мышления…. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: нечетко, приблизительно, неверно». Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Это язык. Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятная Вселенная. Через слово он впервые узнает о том, что еще не видели, а возможно никогда и не увидят его глаза.В звучном слове сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. Раскрывается огромный мир звездных пространств, зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов. И все это только благодаря языку. Для чего же нужен язык человеку? 2. Выступление обучающегося. Чтение учащимся сообщения (притча Эзопа) Эту историю рассказал раб Эзоп: -Было это давно, я тогда еще был рабом: однажды хозяин мой, Ксанф, говорит мне: -Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете! - Ладно, думаю, научу я тебя, Ксанф, не давать глупых приказаний. И пошел я в мясную лавку, купил языков от свежезаколотых свиней, и когда пришел домой, то одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. Вот к назначенному часу сходятся гости. Тут подаю я каждому ученику вареный язык под соусом. - Ого, учитель! Даже обед у тебя философический: ничего не упустишь из виду. Только мы устроились за столом, нам подают язык! Выпили они, поели, снова зовут. - Эзоп, принеси же нам поесть! Вот жареный язык под перцем и солью. - Божественно, учитель, великолепно! От огня да еще от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный. Снова выпили. Ксанф в третий раз еды требует. От языков всем уже тошно стало. А я опять им холодный язык с кореньями. - Ох, Демокрит, у меня у самого язык болит от стольких языков! Неужели ничего больше нет? Видно, там, где старается Эзоп, добра не жди! -Эзоп, дай нам похлебки! А я подаю отвар, оставшийся от языков. Доконал нас Эзоп со своими языками. - Эзоп, больше у нас ничего нет? - Больше ничего, хозяин. Да разве я не сказал тебе, мерзавец, чтобы ты купил самого лучшего, самого прекрасного? -Счастье мое, что ты попрекаешь меня в присутствии этих господ. Да разве есть, что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия и ученость? Без языка ничего нельзя сделать: ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – все это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа язык, ничего нет лучше на свете. -Клянемся Музами, он отлично рассуждает! Ты не прав, учитель. Прошла ночь. Наутро ученики едва приползли, жалуясь на боль в животе. Ох и рассердился Ксанф! -Слушай же, негодный раб! Сегодня я решил угостить моих друзей настоящим обедом. Так как все, что тебе говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ: ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете! -А я опять пошел в лавку и купил языков от всех заколотых свиней и опять состряпал из них обед. Вот пришло время обеда. - Эзоп, принеси нам поесть! -Вот, пожалуйста, соленый язык в уксусе. - Как, опять языки? -Не иначе, он этим уксусом нас хочет исцелить после вчерашнего. Выпили они, поели, снова выпили. - Принеси же нам поесть! А я им – жареный язык. - Что это значит? Ты что, болван, хочешь нас совсем уморить своими языками? - Ты опять за старое, Злодей? Да как ты смел это покупать? Я ведь велел тебе купить самого дрянного, самого негодного на свете! -А что же на свете хуже языка? Язык нам несет раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну; разве может быть что-то еще хуже, еще презреннее, чем язык? -Учитель, если ты этого малого будешь слушать, он тебя скоро с ума сведет. Каково лицо, такова и душа: злобный, ничем не довольный, гроша я за него не дал бы. - По мне, так ты куда более злобен. Ксанфу ты чужой, а все-таки разжигаешь в нем гнев дурными словами и подстрекаешь хозяина на раба. А все твой злой язык. Плюнули гости с досады и ушли домой. 3. Беседа с учащимися по вопросам. 1)Для чего же нужен язык человеку? 2)Как грамотная речь помогает людям разных профессий в общении? 3) Какой должна быть речь повара? 4. Проверка домашнего задания. Придумать рецепт какого- либо блюда, в котором фигурировали бы устаревшие слова и (или) просторечные слова. Подобрать как можно больше пословиц, афоризмов , связанных с пищей. Повторение изученного материала Деление группы на 3 команды. Выбор капитанов команд и названий- «Словесный фреш», «Знатоки», «Ума палата»). Блиц- опрос по лексике и фразеологии, раздача карточек с вопросами командам. 1)Что такое лексикология? 2)Дайте определение синонимам и приведите примеры. 3)Дайте определение омонимам и приведите примеры. 4)Дайте определение антонимам и приведите примеры. 5)Что такое старославянизмы? Приведите примеры. 6)Что такое фразеологический оборот? 7) Что представляет собой разговорная и книжная лексика? 8)Назовите основные причины появления слов иноязычного происхождения. 6. Самостоятельная работа. Перед вами карточки. Ваша задача- определить, из какого языка появились следующие названия блюд и продуктов. У вас есть такой предмет как «Кухня народов мира», поэтому это задание будет для вас несложным. На это вам дается 3- 4 минуты. 7.Игра «Поле Чудес» А теперь вас ждет игра « Поле Чудес». За ходом игры будет следить наше жюри в лице….. Она будет начислять баллы каждой команде и в результате скажет, кто достоин звания победителя. Правила игры: игра состоит из 3х полуфиналов. В полуфиналах вы можете отгадать задание по буквам или дать сразу вариант ответа. После 3- х полуфиналов - главная игра. Наши эксперты следят за активностью команд. Задания игры. - Подберите синоним к фразеологизму - В ПОТЕ ЛИЦА а) засучив рукава б) не покладая рук - Подберите синоним к фразеологизму - КАК СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ а) вдоль и поперек б) до последней запятой в) до точности - Подберите синоним к фразеологизму - ОТ ЖИЛЕТКИ РУКАВА а) дырка от бублика б) кукиш с маслом в) ни шиша - Угадай фразеологизм – говорят о том, кто умеет свободно, гладко излагать свои мысли ( У НЕГО ЯЗЫК ПОДВЕШЕН) Подведение итогов. - Укажите лексическое значение слова БРЮЗЖАТЬ ( надоедливо ворчать) - Укажите лексическое значение слова визуальный (наблюдаемый зрительно) - Укажите лексическое значение слова галантный (изысканно вежливый, любезный) - Как называется боязливость, нерешительность из- за неуверенности в себе ( робость) - Чем отличаются слова – историзмы от слов- архаизмов? ( Историзмы - слова, обозначающие названия исчезнувших предметов, явлений, понятий. Архаизмы - слова, обозначающие названия существующих в настоящее время предметов и явлений, по каким- либо причинам вытесненные другими словами.) - Как правильно? Поставьте свою подпись или поставьте свою роспись ( Поставьте свою подпись) - Докажите, что слово фонарь - заимствованное слово. ( Буква Ф свидетельствует о нерусском источнике слова, поскольку у восточных славян не было звука Ф, и соответствующий графический знак использовался лишь для обозначения его в заимствованных словах) - Угадай поговорку: Так говорят о том, кто испытывает сильный страх, испуг. Фразеологический синоним – поджилки трясутся (ДУША В ПЯТКИ УШЛА) Подведение итогов. Супер - игра. Задание для супер - игры Назовите фамилию автора данного афоризма: А ларчик просто открывался. ( Крылов И. А.) Награждение победителя и команд- участников. 8. Подведение итогов урока, комментарии и выставление оценок - Итак, скажите, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии, какие понятия вспомнили? Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике. Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной, широко используются в литературном языке. Комментарии, выставление оценок. 9. Инструктирование по домашнему заданию. Домашнее задание. Написать небольшую исследовательскую работу, связанную с происхождением понравившихся вам фразеологизмов. 10. Заключительное слово учителя. - Мы поздравляем команду победителей! Ребята, спасибо за работу на уроке и ваше хорошее настроение. | |
|