Главная » 2016 » Январь » 6 » Контрольная работа по русскому языку 8 класс по теме: «Лексика и фразеология»
12:57
Контрольная работа по русскому языку 8 класс по теме: «Лексика и фразеология»

Цели урока:

Образовательная: систематизировать и расширить знания обучающихся о языке и таких разделах как лексика и фразеология, формировать у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас.

Развивающая: повышать культуру речи обучающихся, развивать умение пользоваться справочной литературой, навыки выразительного чтения.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку, уважение к народу- творцу языка, коммуникативную культуру, познавательные интересы.

Материально- техническое обеспечение

Мультимедийная презентация

Компьютер, программа Microsoft Power Point

Карточки для блиц- опроса

Карточки- задания для самостоятельной работы

Методы урока: слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, игровой метод.

Ход занятия

1. Слово учителя:

Здравствуйте, садитесь. Сегодня, ребята, у нас обобщающее занятие по теме “Лексика и фразеология русского языка”. Запишите в тетрадь число и тему урока: “Обобщение изученного по лексике и фразеологии русского языка”.

Наша цель сегодня - систематизировать и расширить ваши знания по лексике и фразеологии, еще раз убедиться в том, что именно в лексике проявляется богатство русского языка, словарный состав которого постоянно изменяется.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Алексей Толстой писал: «Язык – это орудие мышления…. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как:

нечетко, приблизительно, неверно».

Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Это язык. Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там за широкими дверями.

Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятная Вселенная.

Через слово он впервые узнает о том, что еще не видели, а возможно никогда и не увидят его глаза.В звучном слове сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. Раскрывается огромный мир звездных пространств, зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов. И все это только благодаря языку. Для чего же нужен язык человеку?

2. Выступление обучающегося.

Чтение учащимся сообщения (притча Эзопа)

Эту историю рассказал раб Эзоп:

-Было это давно, я тогда еще был рабом: однажды хозяин мой, Ксанф, говорит мне:

-Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!

- Ладно, думаю, научу я тебя, Ксанф, не давать глупых приказаний. И пошел я в мясную лавку, купил языков от свежезаколотых свиней, и когда пришел домой, то одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. Вот к назначенному часу сходятся гости.

Тут подаю я каждому ученику вареный язык под соусом.

- Ого, учитель! Даже обед у тебя философический: ничего не упустишь из виду. Только мы устроились за столом, нам подают язык!

Выпили они, поели, снова зовут.

- Эзоп, принеси же нам поесть!

Вот жареный язык под перцем и солью.

- Божественно, учитель, великолепно! От огня да еще от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.

Снова выпили. Ксанф в третий раз еды требует. От языков всем уже тошно стало. А я опять им холодный язык с кореньями.

- Ох, Демокрит, у меня у самого язык болит от стольких языков! Неужели ничего больше нет? Видно, там, где старается Эзоп, добра не жди!

-Эзоп, дай нам похлебки!

А я подаю отвар, оставшийся от языков.

Доконал нас Эзоп со своими языками.

- Эзоп, больше у нас ничего нет?

- Больше ничего, хозяин.

Да разве я не сказал тебе, мерзавец, чтобы ты купил самого лучшего, самого прекрасного?

-Счастье мое, что ты попрекаешь меня в присутствии этих господ. Да разве есть, что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия и ученость? Без языка ничего нельзя сделать: ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – все это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа язык, ничего нет лучше на свете.

-Клянемся Музами, он отлично рассуждает! Ты не прав, учитель.

Прошла ночь. Наутро ученики едва приползли, жалуясь на боль в животе. Ох и рассердился Ксанф!

-Слушай же, негодный раб! Сегодня я решил угостить моих друзей настоящим обедом. Так как все, что тебе говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ: ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете!

-А я опять пошел в лавку и купил языков от всех заколотых свиней и опять состряпал из них обед. Вот пришло время обеда.

- Эзоп, принеси нам поесть!

-Вот, пожалуйста, соленый язык в уксусе.

- Как, опять языки?

-Не иначе, он этим уксусом нас хочет исцелить после вчерашнего.

Выпили они, поели, снова выпили.

- Принеси же нам поесть!

А я им – жареный язык.

- Что это значит? Ты что, болван, хочешь нас совсем уморить своими языками?

- Ты опять за старое, Злодей? Да как ты смел это покупать? Я ведь велел тебе купить самого дрянного, самого негодного на свете!

-А что же на свете хуже языка? Язык нам несет раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну; разве может быть что-то еще хуже, еще презреннее, чем язык?

-Учитель, если ты этого малого будешь слушать, он тебя скоро с ума сведет. Каково лицо, такова и душа: злобный, ничем не довольный, гроша я за него не дал бы.

- По мне, так ты куда более злобен. Ксанфу ты чужой, а все-таки разжигаешь в нем гнев дурными словами и подстрекаешь хозяина на раба. А все твой злой язык.

Плюнули гости с досады и ушли домой.

3. Беседа с учащимися по вопросам.

1)Для чего же нужен язык человеку?

2)Как грамотная речь помогает людям разных профессий в общении?

3) Какой должна быть речь повара?

4. Проверка домашнего задания.

Придумать рецепт какого- либо блюда, в котором фигурировали бы устаревшие слова и (или) просторечные слова.
Подобрать как можно больше пословиц, афоризмов , связанных с пищей.

Повторение изученного материала

Деление группы на 3 команды. Выбор капитанов команд и названий- «Словесный фреш», «Знатоки», «Ума палата»).

Блиц- опрос по лексике и фразеологии, раздача карточек с вопросами командам.

1)Что такое лексикология?

2)Дайте определение синонимам и приведите примеры.

3)Дайте определение омонимам и приведите примеры.

4)Дайте определение антонимам и приведите примеры.

5)Что такое старославянизмы? Приведите примеры.

6)Что такое фразеологический оборот?

7) Что представляет собой разговорная и книжная лексика?

8)Назовите основные причины появления слов иноязычного происхождения.

6. Самостоятельная работа.

Перед вами карточки. Ваша задача- определить, из какого языка появились следующие названия блюд и продуктов. У вас есть такой предмет как «Кухня народов мира», поэтому это задание будет для вас несложным. На это вам дается 3- 4 минуты.

7.Игра «Поле Чудес»

А теперь вас ждет игра « Поле Чудес».

За ходом игры будет следить наше жюри в лице….. Она будет начислять баллы каждой команде и в результате скажет, кто достоин звания победителя.

Правила игры: игра состоит из 3х полуфиналов. В полуфиналах вы можете отгадать задание по буквам или дать сразу вариант ответа. После 3- х полуфиналов - главная игра. Наши эксперты следят за активностью команд.

Задания игры.

- Подберите синоним к фразеологизму - В ПОТЕ ЛИЦА

а) засучив рукава

б) не покладая рук

- Подберите синоним к фразеологизму - КАК СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

а) вдоль и поперек

б) до последней запятой

в) до точности

- Подберите синоним к фразеологизму - ОТ ЖИЛЕТКИ РУКАВА

а) дырка от бублика

б) кукиш с маслом

в) ни шиша

- Угадай фразеологизм – говорят о том, кто умеет свободно, гладко излагать свои мысли

( У НЕГО ЯЗЫК ПОДВЕШЕН)

Подведение итогов.

- Укажите лексическое значение слова БРЮЗЖАТЬ

( надоедливо ворчать)

- Укажите лексическое значение слова визуальный

(наблюдаемый зрительно)

- Укажите лексическое значение слова галантный

(изысканно вежливый, любезный)

- Как называется боязливость, нерешительность из- за неуверенности в себе

( робость)

- Чем отличаются слова – историзмы от слов- архаизмов?

( Историзмы - слова, обозначающие названия исчезнувших предметов, явлений, понятий. Архаизмы - слова, обозначающие названия существующих в настоящее время предметов и явлений, по каким- либо причинам вытесненные другими словами.)

- Как правильно? Поставьте свою подпись или поставьте свою роспись

( Поставьте свою подпись)

- Докажите, что слово фонарь - заимствованное слово.

( Буква Ф свидетельствует о нерусском источнике слова, поскольку у восточных славян не было звука Ф, и соответствующий графический знак использовался лишь для обозначения его в заимствованных словах)

- Угадай поговорку: Так говорят о том, кто испытывает сильный страх, испуг.

Фразеологический синоним – поджилки трясутся (ДУША В ПЯТКИ УШЛА)

Подведение итогов.

Супер - игра.

Задание для супер - игры

Назовите фамилию автора данного афоризма: А ларчик просто открывался.

( Крылов И. А.)

Награждение победителя и команд- участников.

8. Подведение итогов урока, комментарии и выставление оценок

- Итак, скажите, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии, какие понятия вспомнили?

Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике.
Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной, широко используются в литературном языке.

Комментарии, выставление оценок.

9. Инструктирование по домашнему заданию.

Домашнее задание.

Написать небольшую исследовательскую работу, связанную с происхождением понравившихся вам фразеологизмов.

10. Заключительное слово учителя.

- Мы поздравляем команду победителей! Ребята, спасибо за работу на уроке и ваше хорошее настроение.
Категория: Тесты | Просмотров: 318 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]