Главная » 2016 Январь 6 » Олимпиада по русскому языку 10 класс школьный этап
08:10 Олимпиада по русскому языку 10 класс школьный этап | |
Задание 1.
Определите, к каким частям речи относится слово столько в следующих предложениях: Здесь столько цветов! Я столько передумал за это время! В первом предложении СТОЛЬКО – местоимение, заменяет числительное Во втором предложении СТОЛЬКО – наречие, так как обозначает степень действия, состояния. Количество баллов. Каждый ответ - 1 балл. Итого максимум 2 балла. Задание 2. Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте. А) Нельзя допустить, чтобы неприятель одержал верх над нами. Б) Творчество Булгакова обладает большими художественными особенностями. В) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. Г) Я проходил мимо друзей и решил зайти к ним на огонек. Д) Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. Ответ: А) Нельзя допустить, чтобы неприятель одержал победу (взял верх) над нами. Б) Творчество Булгакова отличается большими художественными особенностями. В) Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому. Г) Я проходил мимо друзей и решил зайти к ним на огонек. Д) Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству. Количество баллов. Каждый ответ - 1 балл. Итого максимум 5 баллов. Задание 3. В предлагаемых примерах из современной художественной и публицистической литературы найдите крылатые слова, и определите их источник (произведение, автор). Каково происхождение выражения "крылатые слова"! 1. Не по чину берешь 2. Дела давно минувших дней. 3. Услужливый дурак опаснее врага. 4. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. Ответы: Н.В. Гоголь «Ревизор» А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» И.А. Крылов «Пустынник и Медведь» А.С. Грибоедов «Горе от ума» .Количество баллов:Указание названия произведения - 1 б, его автора - 1 б, Всего:8 б. Задание 4. Владимир Иванович Даль считал, что всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами он предлагал заменять перечисленные ниже заимствованные? Этимология – Идеология – Патриот - Ответ: Этимология – корнесловие Идеология – мыслесловие Патриот - отчизнолюб Количество баллов. Каждый ответ - 1 балл. Итого максимум 3 балла. Задание 5. Различаете ли вы значения приводимых слов: Командированный – командировочный Освоить – усвоить Особый – особенный Практический – практичный Экономный – экономичный Количество баллов. Каждый ответ - 1 балл. Итого максимум 10 баллов. Задание 6. Предположим, что иностранец не знает ни одного русского слова, но знает общие правила о том, как, слыша тот или иной звук в русском слове, обозначать его на письме. Какие из приведенных ниже слов он сможет правильно записать, слыша, как их произносят: Отдавать, вензель, палка, подсвечник, поток, пруд, скучно, добрый, лесной, идти? Ответ. Палка, добрый Количество баллов. Каждый ответ - 1 балл. Итого максимум 2 балла. Задание 7. Поставьте ударения в следующих словах. Газопровод, договор, досуг, дремота, ломоть, мышление, статуя, щавель, каталог, пурпур Ответ: ГазопровОд, договОр, досУг, дремОта, ломОть, мышлЕние и мЫшление, стАтуя, щавЕль, каталОг, пУрпур Количество баллов. Ударение - 0,5 балла. Итого максимум 5 баллов. Задание 8. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ. Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка. Ответ: «Лишним» является слово китайка, так как оно единственное является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевленный предмет. Количество баллов: 1 балл Задание 9. Что означает выражение «семь пятниц на неделе»? Каково его происхождение? Ответ. Семь пятниц на неделе – о том, кто часто меняет свои решения. Примерно с 17 века в пятницу, свободный от работы день, устраивались всякие сделки, заключались они в присутствии свидетелей. Свидетели, желая получить выгоду, часто торопили события, не дожидаясь пятницы. Критерии оценивания Определение значения выражения - 1 балл. Определение происхождения выражения - 1 балл. Итого максимум 2 балла. Задание 10. Вставьте пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Расставьте знаки препинания, объясните их. Выполните синтаксический разбор второго предложения. Какие художественные средства использует автор? Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор. Это была такая ночь какой уже я никогда (н...) видала после. Полный месяц стоял над домом за нами так что его (не) было видно и половина тени крыши столбов и полотна террасы наискось лежала на песч...ной дорожке и газонном круге. Остальное все было светло и облито сер...бром росы и месячного света. Широкая цветочная дорожка по которой с одного края косо л...жились тени георгин и подпорок, вся светлая и холодная, блестя (не) ровным щебнем уходила в туман и (в) даль. Из (за) деревьев виднелась светлая крыша оранжереи и из (под) оврага подн...мался р...стущий туман. (Л.Н. Толстой.) | |
|