Главная » 2016 Январь 6 » Олимпиада по русскому языку 10 класс школьный тур с ответами
08:08 Олимпиада по русскому языку 10 класс школьный тур с ответами | |
1тур
Вопрос № 1 Расставьте правильное ударение во всех словах. В каких словах допускается колебание в произносительной норме: предвосхитить, петля, апостроф, танго, жалюзи, диспансер, заржаветь Оценка. За каждый правильный ответ - 1 балл. За правильный комментарий колебания ударения в словах - дополнительный 1 балл. Вопрос № 2 В 1917-1918 гг. из русской азбуки в числе других была удалена буква I, i (называемая i -десятиричное). Задания и вопросы. 1) Вспомните историю букв кириллицы. В составе каких двух букв буква I, i все-таки осталась после реформы? Как называются такие буквы? 2) Проанализируйте примеры: прiѣздъ, пiанино, Iуда, Iосифъ, сiять, прiютъ, вiётся, cie, Iисусъ, армiи, синiи, обои, сваи, Луиза, Кореи. Сфор мулируйте правило употребления буквы I, i, действовавшее до 1917 г. Оценка.1) 2 балла 2) 2 балла Вопрос № 3 Прочитайте фрагменты текстов. Ах! Не с нами обитает Я помню чудное мгновенье: Гений чистой красоты; Передо мной явилась ты, Лишь порой он навещает Как мимолетное виденье, Нас с небесной высоты... Как гений чистой красоты. (В. А. Жуковский. «Лалла Рук»). (А. С. Пушкин, «К***»). Известно, что выражение гений чистой красоты А. С. Пушкин взял у В. А. Жуковского из баллады «Лалла Рук», где так называется душа умершей героини Лаллы. Объясните происхождение слова гений. А что значит это выражение в приведенных фрагментах? Объяс ните современное значение слова гений. Оценка. До 3 баллов за ответ на каждый вопрос. Вопрос № 4 В русском языке два глагола топить: топить¹ - 'согревать, сжигая топливо', топить² - 'погружать в воду'. Можно ли считать, что в древно сти это был один глагол, у которого так сильно разошлись значения. Обос нуйте свой ответ. Оценка. Полный верный ответ – 5 баллов. Вопрос № 5 Просклоняйте во мн. ч. сочетания имен и фамилий братья Пушкины и братья Дарвины. В каких падежах окончания русских фамилий отличаются от падежных окончаний английских фамилий? Как это можно объяснить с точки зрения истории образования русских фамилий? Оценка Правильное склонение – 2 балла За названные отличия падежных форм – 1 балл. Дано правильное объяснение – 2 балла Вопрос № 6 Предположим, иностранец вас спросил: как правильно сказать по-русски: бегите или бежите. Что вы ответите? Какой ответ будет наиболее полным? Оценка. За правильный ответ с примерами максимально - 4 балла. Вопрос № 7 Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исто рической точек зрения: победа, восторг, ухаб, изувечить, вздор, ветка. Для ответа воспользуйтесь таблицей: Современное членение Историческое членение Оценка. По 1 баллу за каждое правильно разобранное слово с современным членением. 1 балл за каждое правильно разобранное с исторической точки зрения слово. Вопрос № 8 Восстановите первоначальный вид фразеологизма. С какой целью его изменил автор? Мы вошли среди криков и плеска. Сядем здесь. Я боюсь первых мест, Что за радость ослепнуть от блеска Генеральских, сенаторских звезд. Лучезарней румяного Феба Эти звёзды: заметно тотчас, Что они не нахватаны с неба – Звёзды неба не ярки у нас. (Н. Некрасов. «Балет») Оценка. 1 балл - за восстановленный фразеологизм; 2 балла - за указание на цель изменения формы фразеологизма и правильное понимание контекста Вопрос № 9 На примерах покажите, какую синтаксическую роль могут выпол нять в предложении имена существительные в форме именительного па дежа. Оценка. 1 балл – за 1 пример с указанием синтаксической роли существительного в именительном падеже. Максимальный балл зависит от количества правильно приведённых примеров. Вопрос № 10 Можно ли в приведенных предложениях однозначно определить синтаксическую функцию выде ленных словоформ? Дайте мотивированный ответ. Баржи у берега почернели от сырости. Окно в стене занимало мало места. Совершить перелёт из Жуковского в Москву прибыли любители авиаспорта. Оценка. Максимальный балл - 6 баллов. Вопрос № 11 Прочитайте текст. Назовите тип словаря русского языка, о котором идет речь. Это словарь с инверсионным алфавитным порядком слов. Возникновение таких словарей принято связывать со средневековым арабским языкознанием 13-14 века. В Европе такие словари как словари рифм появились в 18 веке. Собственно словари такого типа стали создаваться только в конце 19 – начале 20 века. В России первый словарь такого рода (1974 г.) включал 125 тысяч слов. Приведите схематичный пример словарной статьи из этого словаря (опишите, как выглядит словарная статья). Для каких целей может быть использован словарь данного типа? Оценка Название типа словаря – 1 балл Пример словарной статьи – 1 балл Ответ на вопрос о целях использования словаря – до 3 баллов в зависимости от полноты ответа. Вопрос № 12 Прочитайте древнерусскую притчу. Перепишите притчу, подчеркивая и кратко объясняя все устаревшие грамматические формы. Переведите притчу на современный язык. О осле и жабе Осел дрова несый и преходя некое езеро, поползся, впад в езеро. И не могий востати, воздыхая стеня. Сущий же в езере жабы стенание его услышавше, рекоша: «О ты, и что сотворил бы еси, аще бы сицевое время зде пребывал, елико мы, поне на малое время впадый, тако воздыхая стенеши?» Толк. Сицево слово требует, аще некто к мужу нерадивому и ленивому, в малых трудех себе отчаявающаса, многия удобныя претерпевая. Максимальная оценка – 12 баллов Ответы – 10 класс Вопрос № 1 ПредвосхИтить, звонИт, квартАл, пЕтлЯ, родИлсЯ, вАжно, апострОф (не апОстроф), диалОг, тАнго, жалюзИ, диспансЕр, заржАвЕть По современной орфоэпической норме допускается постановка уда рения на разных слогах в словах: петля, родился, заржаветь В ос тальных случаях колебание в месте ударения носит ненормативный харак тер. Вопрос № 2 1) Исторически: Ы = Ъ+I, Ю = I+О(+У). Такие буквы в палеографии называются лигатурами. 2) Буква I, i ставится вместо И, и только перед 9-ю «гласными» бук вами (а, у, о, ѣ, я, ю, ё, е, и), а также перед И-кратким. Три буквосоче тания (iэ,iы, «i»+ «ижица») были невозможны. Вопрос № 3 1) В римской мифологии гением (от глагольного корня -gen- 'рож дать') называлось божество, некий дух, который посылался человеку при его рождении, чтобы всегда следовать за ним, оберегать его (отсюда - хри стианский ангел-хранитель). Гении были не только у отдельных людей, но и у семьи, рода, места; с гением часто связывались многие врождённые ка чества человека или его рода. 2) В новых языках, в том числе и в русском, слово гений приобрело новое значение: 'человек, с рождения наделённый некоторыми уникальными (умственными) способностями.' 3) Однако в языке XVIII - нач. XIX в - эпохи, глубоко проникнутой традицией антич ной культуры и мифологии, - это слово ещё сохраняло и другое, более близкое к исконному, значение: 'дух', 'самая сущность чего-л.'. (Неслу чайно, что у Жуковского с гением сравнивается именно душа Лаллы Рук.) Поэтому выражение как гений чистой красоты можно истолковать 'как сама чистая красота'. Вопрос № 4 1) В производных от топить¹ — мы наблюдаем чередование о/е (теп ло и др.; ср.: нести - ноша, везти - воз и т. д.), а в производных от топить² чередования нет (топляк, затопить, но никак не -теп-). Значит, это раз ные корни и разные глаголы. 2) Значения у обоих глаголов не сводимы к какому-то одному общему; это тоже не даёт основания говорить о расхо ждении значений одного слова. Вопрос № 5 Ответ. Окончания русских фамилий отличаются от падежных окончаний английских фамилий во всех падежах, кроме именительного: И. братья Пушкины братья Дарвины Р. братьев Пушкиных братьев Дарвинов Д. братьям Пушкиным братьям Дарвинам В. братьев Пушкиных братьев Дарвинов Т. братьями Пушкиными братьями Дарвинами П. о братьях Пушкиных о братьях Дарвинах Это объясняется тем, что русские фамилии по происхождению являются притяжательными прилагательными, а английские фамилии — существительными. Вопрос № 6 По-русски можно сказать и бегите, и бежите, обе формы правиль ные. Выбор одной из них зависит от того, что вы хотите сказать (от речевой ситуации и речевой задачи): бегите -это форма повелительного наклонения (например: Не бегите, а идите спокойно); бежите — это форма изъявительного наклонения (например: Я иду спокойно, а вы все время бежите). Вопрос № 7 Современное членение Историческое членение побед-а по-бед-а; ср. беда, убедить восторг-Ø вос-торг-ъ; ср. расторгнуть, рус. диал. торгнуть 'рвать, дергать, теребить, толкать, тормошить' ухаб-Ø у-хаб-ъ; ср. похабный, хабалка из-увеч-и-тъ из-у-веч-и-ть; ср. вечный 'сильный' вздор-Ø вз-дор; ср. задор, задирать, задрать вет-к-а ве-т-к-а; ср. ветвь, веять Вопрос № 8 С целью особой выразительности в художественных текстах исполь зуется не фразеологический оборот как таковой, а его общий образ или со держание. В этом случае фразеологизма как целостной языковой единицы уже нет, однако для правильного понимания контекста и восприятия его эстетических качеств необходимо знать исходный фразеологизм. Для того чтобы верно понять строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Балет», в которых с иронией говорится о высоких чинах и званиях зрителей партера, их наградах, тщеславно выставляемых или завистливо созерцаемых, и оце нить художественное мастерство поэта, необходимо иметь в виду как раз личные значения слова звезда — 1)небесное тело, светящееся собственным светом, 2)орден в форме звезды, так и значение фразеологического оборота звёзд с неба не хватает. Вопрос № 9 1. Подлежащее в двусоставном предложении (Картина висела в гостиной). 2. Именная часть составного именного сказуемого (Книга - источ ник знаний). 3. Приложение при определяемом слове - существительном в форме именительного падежа (Господин Иванов прибыл на совещание вовремя). 4. Входит в состав сравнительных оборотов (Языком, острым, как кинжал, он владел в совершенстве) 5. Главный член односоставных номинативных (назывных) пред ложений. (Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... А.С. Пушкин). 6. Именительный представления (именительный темы) (Москва...как много в этом звуке для сердца русского слилось! А. Пушкин). 7. Обращение, в том числе и риторическое. (Москва! Люблю тебя, как сын, как русский... М. Лермонтов) Вопрос № 10 Можно ли однозначно определить синтаксическую функцию выде ленных словоформ? Дайте мотивированный ответ. Баржи у берега почернели от сырости. Окно в стене занимало мало места. Совершить перелёт из Жуковского в Москву прибыли любители авиаспорта. Ответ. В составе предложения некоторые словоформы могут выполнять функцию различных второстепенных членов в результате их соотнесённо сти то с одним членом предложения, то с другим. Словоформы у берега, окно в стене, из Жуковского в Москву могут выполнять либо функцию определения при отнесённости к существительному - баржи у берега, ок но в стене, перелет из Жуковского в Москву, либо функцию обстоятельст ва при отнесённости к глаголу - почернели у берега, занимало в стене, прибыли из Жуковского в Москву. В предложении №3 словоформа из Жу ковского может соотноситься с существительным перелет (перелет из Жуковского) и выполнять функцию определения, а словоформа в Москву -с глаголом прибыли (прибыли в Москву) и выполнять функцию обстоя тельства. Однако в этом случае смысл предложения может быть установ лен только в контексте. Вопрос № 11 Это обратный словарь, в котором слова располагаются по алфавиту не по первой, а по последней составляющей их букве. Цели: описание грамматического строя языка; подбор примеров с одинаковыми орфограммами в окончании и суффиксе; подбор рифм. Вопрос № 12 Ответ Количество баллов Подчеркнуты только глагольные формы. Не считать ошибками подчеркивание сущий, сицевый, аще бы,зде, елико, воздыхая 3 Плюс подчеркнуты многия, удобныя 1 Плюс подчеркнуто трудех 1 Ошибочно подчеркнуто езеро (фонетика) минус 1 Ошибочно подчеркнуты некое, стенание, пребывал, претерпевая (не устаревшие) минус 1 Даны доп. комментарии (например, для слов сущий, сицевое и др.). 1 Об осле и жабах (Осел и лягушки) Нес осел дрова. Переходил он озеро (болото), поскользнулся и упал в воду. Не смог встать, закричал и застонал. А в болоте жили жабы. Услышали они стенания осла и говорят ему: «Осел, а что бы ты сделал, если бы просидел в болоте столько же времени, сколько мы? Ты сюда на короткое время попал, и то вон как вопишь, стонешь и жалуешься!» Ср. перевод с сайта «Античная басня»: Осел, навьюченный дровами, переходил через болото. Поскользнулся он, упал, не смог подняться и начал стонать и кричать. Болотные лягушки услыхали его стоны и сказали: «Любезный, ты только что свалился, и уже так ревешь; а что бы ты делал, если бы сидел здесь столько, сколько мы?» 1-3 Толкование (мораль). Эту притчу можно рассказать человеку, который быстро отчаивается, начинает жаловаться, который не понимает, что многие существуют (живут) в таких же условиях уже долго. «Нерадивому и ленивому» - нельзя оставлять в переводе, не соответствует смыслу притчи. Допустимо «не очень упорному». Ср. перевод с сайта «Античная басня»: Эту басню можно применить к человеку малодушному, который падает духом от самых малых неприятностей, между тем как другие спокойно выносят и более тяжкие. Принимаются любые не противоречащие смыслу варианты. («…многия удобныя претерпевая» особенно интересно посмотреть, как поймут: прямому переводу это не поддается.) 1-3 12 | |
|