Главная » 2016 Январь 6 » Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс с ответами фгос
08:14 Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс с ответами фгос | |
1. Из приведённого списка языков исключите те, которые не являются славянскими, и дополните список собственными примерами (не менее 2-х): польский, итальянский, чешский, белорусский, английский, болгарский, сербскохорватский, немецкий, старославянский, венгерский, литовский.
2.Для повторения какой темы можно использовать следующее предложение: «Съешь ещё этих мягких французских булочек да выпей же чаю». 3.Объясните с точки зрения истории языка правописание жи и ши. 4. Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам и дайте определение их значениям: Как псу муха (польск); Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.); Спеши медленно, не торопясь (латин.); И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.) 5. Предположим, что иностранец не знает ни одного русского слова, но знает общие правила о том, как, слыша тот или иной звук в русском слове, обозначать его на письме. Какие из приведённых ниже слов он сможет правильно записать, слыша, как их произносят: отделить, синий, сварка, ягодка, мама, сшить, праздник, сдача, рыбалка, сжечь. 6. Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина. Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов. 7. Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Коваленко, Чухлеб и Седых. Все трое в составе сборной». Мужская это сборная или женская? Объясните вашу точку зрения. 8. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях. Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна. ( Б.Зайцев) 9. Определите, какими синтаксическими конструкциями являются выделенные единицы текста. Оставаться в экипаже было опасно, и мы, (1)несмотря на грязь и дождь, должны были идти пешком. (2)Волга… Она вся превратилась в водяные бугры, которые ходили взад и вперёд, жёлтые и бурые около песчаных отмелей и чёрные посередине реки; она (3)билась, кипела, металась во все стороны и точно стонала, волны беспрестанно хлестали в берег, (4)взбегая на него более чем на сажень… Невыразимый ужас обнял мою душу, и одна мысль (5)плыть по этому страшному пути леденила мою кровь и почти лишала сознания. (С.Т.Аксаков) 10. . Объясните значение выделенных слов в приведенном ниже стихотворении В.А. Жуковского. Какой троп лежит в основе этого текста? Скатившись с горной высоты, Лежал на прахе дуб, перунами разбитый; А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый… О Дружба, это ты! 11. Творческое задание. Напишите рассказ (70-100 слов) на одну из тем: о честном жулике; о невежественном профессоре; о художнике-дальтонике (дальтоник – это человек, не различающий цвета; о сентиментальном хирурге., Ответы 1.Необходимо исключить следующие языки: итальянский, английский, немецкий, венгерский, литовский. Можно добавить русский, украинский, словацкий, лужицкий, словенский, македонский языки. Оценивание: за каждый правильно исключённый язык – 1 балл, за правильно добавленный – 1 балл. Максимально за задание – 11 баллов. 2. В этой фразе представлены все буквы русского алфавита. Оценивание: за правильный ответ – 2 балла. 3. Шипящие в русском языке первоначально были только мягкими. Оценивание: за правильный ответ – 2 балла. 4. Русские эквиваленты : Как псу муха (польск.) – как об стенку горох. Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) – Когда рак на горе свистнет. Спеши медленно, не торопясь (латин.) – Тише едешь, дальше будешь. И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.) - В семье не без урода. Оценивание: за правильный «перевод» - по 1 баллу за каждую пословицу , за определение значения - по 1 баллу за каждую пословицу. Максимально за задание – 8 баллов. 5. Синий, сварка, мама, рыбалка. Оценивание: за каждое правильно выбранное слово – 1 балл. Максимально за задание – 4 балла. 6. 1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина); 2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина); 3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина); 4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина). Оценивание: по 0,5 балла за верно определённую группу + по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса. Максимально за задание – 6 баллов. 7. Мужская. Собирательное числительное «трое» не сочетается с существительными одушевленными женского рода. Максимально за задание – 3 балла. 8.Неприятный ветер – согласование; не шло сверху – примыкание; не шло снега – управление; темно не очень – примыкание; вставала за облаками – управление. Оценивание : 5 баллов – по 0,5 балла за верно выписанное словосочетание; по 0,5 балла за определение вида связи. Максимально за задание – 5 баллов. 9. 1 – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом 2 – подлежащее в односоставном (назывном) предложении 3 – однородные сказуемые 4 – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом 5 – несогласованное определение Оценивание: по 1 баллу за правильно определённый член предложения. Максимально за задание – 5 баллов. 10. . Прах – пыль; перуны – молнии. Текст представляет собой развернутую метафору. Оценивание: за правильное объяснение значения слов – по 1 баллу, за определение тропа – 2 балла. Максимально за задание – 4 балла. 11. Мини-сочинение оценивается следующим образом: глубина и самостоятельность в раскрытии темы (максимально 3 балла, если тема раскрыта полно и глубоко, учащийся проявил самостоятельность и в отборе языкового материала, и в выстраивании самого текста); композиционная стройность, логичность, последовательность изложения (максимально 3 балла); оправданная образность языка и оригинальность стиля (максимально 3 балла); эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения (максимально 3 балла); соблюдение речевых норм (максимально 3 балла соответственно школьной шкале: «5» - 3 балла; «4» - 2 балла; «3» - 1 балл; «2» - 0 баллов). Максимально за задание - 15 баллов. Всего за работу – 65 баллов. | |
|