Главная » 2016 Январь 6 » Школьная олимпиада по русскому языку 9 класс с ответами
08:16 Школьная олимпиада по русскому языку 9 класс с ответами | |
1.Из предложенных блюд в кафе вы выбрали суп из щавеля, салат из варёной свеклы с майонезом, тефтели, блинчики с творогом и сливовым вареньем. Расставьте в словах ударение, чтобы правильно их произнести, слово «майонез» запишите в транскрипции.
( 6 баллов) 2.В словаре В.Даля встречается ныне забытое слово колоземица. Каким заимствованным словом оно оказалось вытеснено в наши дни? А) циклон; Б) космос; В) атмосфера; Г) вьюга. ( 1 балл) 3.Какие из названий головных уборов русские по происхождению : 1. панама. 2. шапокляк. 3.цилиндр. 4. бейсболка. 5. сомбреро. 6. берет. 7. треуголка. 8. шапка. 9. ушанка. А) 1,4,6,7,8,9. Б) 1,6,7,8,9. В) 6,7,8,9. Г) 7,9. 7,9. (2 балла) 4. Если в старославянском языке тукъ означает «удар» , а тукати –«ударять», то как будет называться изваяние , созданное этими «ударами»? (2 балла) 5. В Древней Греции именем Гигиея звали богиню здоровья. Богиня изображалась в виде молодой женщины в тунике, с диадемой, а также со змеёй, которую она кормит из чаши. Какое слово дало всему миру это греческое имя? ( 2 балла) 6.Подберите эквиваленты к образным выражениям, заимствованным из греческой мифологии: 1. Буриданов осёл - А) мудрец; Б) человек в ситуации трудного выбора; В) скряга; Г) упрямец. 2. Сады Семирамиды - А) нечто великолепное; Б) мираж; В) замок на песке; Г) несбыточные мечты. 3.Танталовы муки - А) неразделённой любви; Б) одиночества; В) вследствие невозможности достичь близкой цели; Г) притворные . ( 3 балла) 7. Сходство слов по смыслу и звучанию часто приводит к орфографическим ошибкам. Какое из этих слов написано правильно? А) нечайно; Б) отчайно; В черезвычайно; Г) необычайно. (1балл) 8.Найдите и исправьте ошибки в предложениях. А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть. Б) А эти молодые, красивые берёзы стоят на берегу, отражая тень в воде. В) Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест. Г). Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя. (4 балла) 9. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме. Болезненный, тяжёлый сон называют… В освоении космоса у России есть неоспоримый… Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют… Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжёлой болезни называют… Человека, склонного к роскоши и праздности, называют… Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат… Исключительное право человека или организации - это… Д…в… львация, с…б…рит, д...гр...дация, р...аб...л…тация, л…т…ргический, пр…оритет, л…в…лас, пр…р…гатива, м ...л...нхолия, п…н…гирик, п…рл…мутр, ф...л…нтроп, экв…в…лент, эм…нс…пация. (14 баллов : 1 балл за лексическое толкование, 1- за грамотность) 1. 10. Прочитайте текст: Между нами был человек основательный — учитель математики. Он посмотрел на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно: — Сейчас я возьму на себя честь объяснить Вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем всё это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от нее железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, то есть так называемым маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно. Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом. Итальянцы пошептались и спросили робко: — А с какой целью вы все это делаете? Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго: — Чтобы весело было! (Н.. Тэффи «Блины») Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ. На чём основан комический эффект данного отрывка? Передайте содержание текста в другом стиле, стараясь показать, что блины - это вкусное блюдо. 16 баллов: определение стиля -1 балл; аргументация - 2 балла; обоснование комического эффекта - 3 балла; творческая работа - 10 баллов) Всего за работу 50 баллов | |
|