Главная » 2016 Январь 6 » Школьный этап олимпиады по русскому языку 9 класс с ответами фгос
08:14 Школьный этап олимпиады по русскому языку 9 класс с ответами фгос | |
1.Назовите общее и различное в лексическом значении следующих слов. Что вы можете сказать об их происхождении?
Собрание, митинг, вече, сходка, форум 2. Замените заимствованные слова русскими синонимами Инкогнито, каолиция, корпорация, меценат, референдум, суверенитет, стереотип, филантропия, фрагмент, статус-кво, регресс, инфляция, кворум, интеграция, стимуляция, 3. А. Определите лексическое значение приведённых слов. Составьте с ними словосочетания. Как называется представленное этими примерами языковое явление Каменистый – каменный Чувственный – чувствительный Чиновничий – чиновный Б) Составьте все возможные сочетания слов Доверительный – доверчивый (человек, интонация, разговор) Сытый – сытный (человек, обед, блюдо, суп, щенок) Здравица – здравница (искренняя, застольная, черноморская) Нестерпимый – нетерпимый (поступок, боль, холод) Как называются слова, данные в парах? 4. Найдите предложение(-я), в котором(-ых) слово употреблено в несвойственном ему значении 1) В кулуарах съезда обсуждались новые назначения 2) Дивиденды были распределены между акционерами в зависимости от числа акций 3) Его первая жена умерла, но в памяти мужа она была вечной идиллией красоты и женственности 4) Фрегат вернули в гавань и ввели в док 5. В приведённых отрывках из произведений А.С.Пушкина найдите устаревшие слова. Установите их разновидность (историзмы и архаизмы) 1. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей 2. Между тем подъехали они ко двору. Множество длинных саней, старых колымаг и раззолоченных карет стояли уже на лугу. У крыльца толпились кучера в ливрее, скороходы, блистающие мишурой, в перьях и с булавами, гусары, пажи; свита, необходимая по понятиям бояр тогдашнего времени. При виде Ибрагима поднялся между ними шепот: Арап, арап. Царский арап! 6. Укажите заимствования из старославянского и других языков. По каким признакам вы определили, что слово заимствованное? Крёстный отец, крестный путь, гюрза, равный, коррекция, скит, молоко, счастие, торт, лодка, одинокий, дуэль, ахать, армия 7. Объясните лексическое значение слов: деградация, эволюция, ляпсус лингве, масс-медиа, депутат. 8. Попробуйте объяснить происхождение выражения ляпсус лингве (подсказка: слово ляпсус по происхождению родственно слову лавина) 9. Случайным ли является звуковое сходство слов Волга и влага? Обоснуйте свое мнение 10. Распределите слова по группам в соответствии с тем, быт какой страны или народа они отражают. Как они называются? Сари, шериф, мулла, мечеть, магараджа, яранга, самурай, каюр, коррида, идальго 11. Объясните лексическое значение слов маргинал, имидж. Охарактеризуйте их с точки зрения употребления в речи 12. Какие из перечисленных слов являются заимствованными? Назовите один общий для них признак иноязычного происхождения Приоткрыть, пионер, биолог, опахало, радио, заохать, поить, георгин, сухие, аист, боец, переоделся, поодаль, неон, неодинаковый 13. Проанализируйте стилистические функции синонимов в данном отрывке. Чем различаются эти слова? Кажется, что у актёров не руки, а руцы, не пальцы, а персты, до такой степени движения их образно-торжественны. Разве актеры поднимают руки на сцене? Нет. Они их воздевают. Руки актёра ниспадают, а не просто опускаются, они не прижимаются к груди, а возлагаются на неё (К.С.Станиславский ) 14. Есть ли противоречия в словосочетании косить сено. Обоснуйте свою точку зрения 15.Объяните лексическое значение слов репертуар, радикальный 16. 1. Какие две противоположные функции русского словесного ударения иллюстрируют следующие группы примеров? 1) Пушки – пушки Мука – мука Брату дарил – брат ударил Листки даю – лист кидаю 2) Стой-ка – стойка Крой-ка – кройка Могли бы – мокли Судьбы – суть бы 17. Что значат выделенные курсивом в приводимых отрывках из произведений А.С.Пушкина формы, слова или обороты? Как они соотносятся с современными? A. Я вас бежал, отечески края... Б.Когда для смертного умолкнет шумный день И на немые стогны града Полупрозрачная наляжет ночи тень ... B. День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. Г. И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. 18. Определите, какие из приведенных ниже сочетаний не противоречат литературной норме: народная демократия, автобиография жизни, реальная действительность, преобладающее большинство, частная собственность, период времени, информационное сообщение. 19. В русском языке иногда используются слова и выражения, употребляющиеся без перевода. Что они обозначают? Каково их происхождение? Ab ovo, a cappella, alter ego, comme il faut, de facto, standart of life, who s who 20. Объясните значение подчеркнутых слов Невольно кудри золотые с лилейных плеч приподняла, невольно волосы густые рукой небрежно заплела.(А.Пушкин) Молись, чтоб к лику ангелов Господь причислил Демушку(Н.Некрасов). Не слышно пенья в поздний час молящих иноков за нас (М.Лермонтов) 21. Составьте предложения или словосочетания с данными словами, подтверждающие, что эти слова – омонимы. Укажите разновидность омонимии Среда, горы, залив, ключевой 22. Подберите синонимы к слову нарядиться в порядке убывания признака. Как называется такое средство выразительности языка 23.Подберите синонимы к слову известный, необыкновенный в порядке возрастания признака. Как называется такое средство выразительности языка 24. К каким частям речи могут относиться слова? Составьте с ними словосочетания. Белила, жгут, надел, рой 25. Определите лексическое значение и стилистическую окраску слов: головорез, крохобор, вертихвостка. Сделайте словообразовательный разбор этих слов и определите образную мотивировку их значений 26. Найдите в данном отрывке синонимы. Определите их тип. Хозяйка вышла, и он тот же час поспешил раздеться, отдав Фетинье всю снятую с себя сбрую, как верхнюю, так и нижнюю, и Фетинья, пожелав также со своей стороны покойной ночи, утащила эти мокрые доспехи 27. Иван Айвазовский - лучший русский маринист. Дайте определение слова маринист. Какие слова являются исторически родственными данному 28. Подберите слова, которые исторически родственны данным. Ответ обоснуйте Ровесник, сверстник 29. Как превратить глагол здравствовать в междометие 30. Объясните лексическое значение выражения: есть ещё порох в пороховницах Охарактеризуйте это словосочетание с точки зрения лексики. Укажите происхождение выражения 31. Подберите слова, которые исторически родственны данным. Обоснуйте свой ответ Околица, раздражать 32. Каждый раз меняя в слове букву, превратите тесто в булку 33. Объясните лексическое значение жребий брошен. Охарактеризуйте это словосочетание с точки зрения лексики. Подберите синоним – подобное же сочетание слов 34. Дайте определение слова каталог. Поставьте ударение. Какие слова являются исторически родственными данному? 35. Слова типа, дирижер, лифтер, имеющие иноязычные корни, являются заимствованными или собственно русскими? Приведите примеры подобных образований 36. Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке Во многословии не без … Учился читать да писать, а выучился петь да … . 37. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам Дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать 38. По каким признакам слова объединяются в группы? Найдите в каждой из них одно лишнее слово А) контуры, очертания, рисунок, линии, абрис, силуэт Б) недобросовестный, небрежный, неуспевающий, нерадивый В) пища, пропитание, снедь, манна небесная Г) времяпрепровождение, жизнь, бытие, существование 39. Объясните лексическое значение слов: жаргонизм, юниор, тинейджер | |
|