Главная » 2016 » Январь » 6 » Тест по русскому языку на тему: «Деепричастие»
09:05
Тест по русскому языку на тему: «Деепричастие»

Тема: Деепричастие и деепричастный оборот.

Цель:1 формирование навыка различения деепричастия и личных форм глаголов и причастий, умения производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; формирование навыка выделения знаками препинания деепричастного оборота.

2.Развивать навыки правильного письма деепричастий, выделение деепричастного оборота на письме.

3 .Воспитать интерес к языку, уважение к русскому слову.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, выставка книг по творчеству М. Цветаевой.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

-Какую тему мы начали недавно изучать? (Деепричастие)

-Сегодня мы продолжим знакомиться с этой частью речи- деепричастие и деепричастным оборотом на основе поэтических произведений Марины Цветаевой. Мы убедимся, что автор тоже часто пользуется деепричастиями.

3. Словарная работа.

-Словарное слово- этюд. Ударение падает на 2 слог, на гласную букву Ю, опасные буквы Э и Д.

-Запишите это слово и выделите буквы, которые опасны.

-… узнала из толкового словаря Ожегова значение этого слова.( Это слово многозначное, имеет три значения:

1. Эскиз

2. Небольшое произведение художественной литературы.

3. Небольшое музыкальное произведение.)

- Ребята сразу запишите домашние задание.

1) Написать небольшое сочинение - ЭТЮД об уголке природы с использованием деепричастных оборотов.

2) Индивидуальное задание: составить ребус на тему “Деепричастие”

4.Слово учителя.(на экране портрет М.Цветаевой )

- Евгений Евтушенко говорил : «Марина Цветаева – неоплатная наша вина , но и любовь наша навечна. Поэт может быть бездомным , но стихи – никогда».

- Объясните постановку запятых в этом предложении.( обратить внимание на выставку)

5. Сообщение ученицы.( показ слайдов - Марина Цветаева)

Творчество Марины Цветаевой открывается для нас сегодня по – новому.

Не устаешь удивляться , насколько актуальны проблемы , поднятые в ее стихах и прозе. Ее великолепный образный язык и неповторимый образный строй навсегда вошли в сокровищницу русской и мировой литературы.

Каждый год 8 октября мы отмечаем день рождение прекрасной женщины. Это прекрасный повод перечитать давно любимые строки и поговорить о Поэте , Гражданине и Человеке – Марине Ивановне Цветаевой.

6.Фронтальный опрос ( 6 вопросов)( на слайдах):

- А теперь мы вспомним о деепричастии. Тестовые задания будут на экране , вам надо написать букву , которая соответствует правильному ответу.

А)1. Найдите предложения , в которых есть часть речи , обозначающая добавочное к основному действие.

А)Космонавт слушает и улыбается.

Б)Приземлившись , он радостно осмотрелся вокруг.

В)Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Г)Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Д) Изогнув длинные шеи , птицы поднимаются вверх.

2.Найдите предложения , в которых есть деепричастие.

А) Мама сидела , откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Брат склонил голову и писал что – то.

Г) Разложив игры , дети сели в кружок.

Д) Уставшая , она не хотела идти дальше.

3.Найдите предложения с деепричастным оборотом.

А) Витя мыл посуду , насвистывая какую – то песенку.

Б) Из дома вышел человек и направился к машине.

В) Выйдя из дома , человек направился к машине.

Г) Человек , вышедший из дома , направился к машине.

Д) Берега , окружающие озеро , густо поросли камышом.

4.Найдите словосочетание с деепричастием.

А) Закутанный в тулуп;

Б)проложенный геологами ;

В)укрепил болт ;

Г) запер на замок ;

Д) вырастив урожай ;

Е) раскачивающихся от ветра.

5. Найдите словосочетание с деепричастием.

А) Выкрашенный краской ;

Б)выкрасив краской ;

В) устроенный по проекту ;

Г) устроившись на ночлег ;

Д) запертый дома ;

Е) заперев дом.

6. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

А) Блеснула яркая молния , и раздался удар грома.

Б) Много тайн хранят леса , опаленные войной.

В) Озеро , взволнованное ветром , шумело у берегов.

Г) Георгины , почерневшие от мороза , печально свешивали свои головки.

Д) Не узнав горя , не узнаешь и радости.

Е) Мальчик шел и не разбирал дороги.

Б)-Поменяйтесь друг с другом листочками , проверьте работу. Сдайте листочки.

- А теперь по критериям оценок ( на экране ) вы узнаете , какую оценку вы получили за тест.

7. Работа с предложениями .( на слайдах)

А) Сравните 2 предложения :

1. Возвышается над площадью серой и розовеет монастырь.

2. Возвышаясь над площадью серой, розовеет монастырь.( Без запятой)

- Назовите грамматические основы.

- В каком предложении есть добавочное действие ?( Добавочное действие выражено словом возвышаясь. )

– А это законченное или незаконченное действие ? ( Незаконченное)

- Это деепричастие одиночное ? ( Нет, это деепричастный оборот )

–Как вы думаете , чего не хватает в этом предложении? ( запятой)

-А как вы узнали , что это деепричастный оборот? ( Деепричастие имеет при себе зависимые слова)

Б) Синтаксический разбор второго предложения.

Возвышаясь над площадью серой , розовеет монастырь.

8. Вопросы по теме:

1. Что называется деепричастием?( Самостоятельная часть речи , которая обозначает добавочное действие при основном действии , выраженном глаголом).

2.Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии ? ( Признаки глагола и наречия) .

3.Какова роль деепричастия в речи ? ( Деепричастие дорисовывает , дописывает основное действие , дополняет сказуемое ) .

4.Для какого типа речи характерно употребление деепричастий? ( В текстах повествовательного характера для передачи динамичности в развитии действия).

5.Какое лицо ( или предмет) совершает действие , обозначенное деепричастием? ( То же , что и действие , обозначенное глаголом.)

6.Какая синтаксическая роль деепричастия в предложении? ( Является обстоятельством , как и наречие).

9. Пунктуация при деепричастном обороте.( на слайдах)

- Давайте вспомним, как выделяется деепричастие и деепричастный оборот на письме.

- В чем разница между деепричастным и причастным оборотом? ( Различна их синтаксическая роль в предложении – деепричастие относится к глаголу и характеризует действие , причастие относится к существительному и характеризует предмет , лицо , производящее действие.)

10. Задание классу.( на слайдах)

1. Распределите предложения по колонкам : в левую - поместите предложения с деепричастиями , в правую- с другими частями речи.

А) Взглянув на звезды , и мне звезда зажглась.

Б) Разбросанным в пыли по магазинам , моим стихам настанет свой черед.

В) И улыбаться всем глазам , не опуская глаз.

Г) Я подымаюсь по белой дороге.

Д) Не опираясь на смуглую руку , я говорила.

- Все эти предложения из стихотворений Марины Цветаевой.( проверка : с места 1 ученик читает весь левый столбик, 2 ученик – правый столбик)

- Назовите глагольные признаки деепричастия .( 1 ученик устно)

11.Групповая работа.( по карточкам + таблицы на слайдах)

- Будем работать по рядам. Каждому ряду будет дано задание.

1 ряд : Надо образовать от глаголов деепричастия и выделить суффиксы деепричастий:

Поднимаются - поднимаясь ;

Изогнуться – изогнувшись;

пригревают - пригревая ;

проснулись - проснувшись ;

описывала – описывая ;

раздумывал – раздумывая. ( проверка : 1 ученик за доской)

2 ряд : Замените 1 глагол в предложении деепричастием. После замены глагола у вас получится строчка из стихотворения М. Цветаевой.

Я лоб уронила в руки и думаю , глядела в ночь.

Я лоб уронила в руки и думаю , глядя в ночь.

-Предложение , которое у вас получилось после замены разберите .( проверка :1 ученик за доской.)

3 ряд : Надо определить у деепричастий законченное или незаконченное действие :

Шурша;

шипя ;

хлопнув ;

раскинув ;

поднявшись ;

потрескивая .

( проверка: 1 ученик с места)

12. Вывод .

Выполнив упражнения , можно еще раз отметить , что деепричастие дорисовывает , дополняет основное действие.

13. Задание классу. ( на слайдах)

А)- Определите вид деепричастий:

1. И , перевесившись через заборные колья , вижу просторы.

2. И, всхлипывая , затихнуть нет стл.

3. Днепром разламывая лед…

4. Врасплох , не готовясь …

5. Замораживая закаты…

6.Голову сжав , слушать надо…( проверка : с места по цепочке).

Б) Разбор по составу деепричастия: перевесившись.

В)- Назовите признаки наречия у деепричастия?

14.Итог урока(Стихотворение М.Цветаевой сопровождается музыкой и показом слайдов)

Моим стихам ,написанным так рано ,

Что и не знала , что я – поэт,

Сорвавшимся , как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся , как маленькие черти ,

В святилище , где сон и фимиам ,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

( Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам , как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

- Читая строки М. Цветаевой , еще раз убеждаешься , что ее жизнь продолжают ее стихи , продолжает жить в нашем сознании как замечательное явление духа поэзия Цветаевой.

- А что вы скажете о деепричастии ?

- Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи?

15.Оценивание учащихся .

- Урок окончен.
Категория: Тесты | Просмотров: 580 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]