Главная » 2014 Август 21 » Игры для развития речи для дошкольников
13:20 Игры для развития речи для дошкольников | |
1. Тренажеры речевой активации.
В основе использования тренажера речевой активизации лежит подход, применяемый в коррекционной педагогике. Он предусматривает опору на сохранные анализаторы. Поэтому большая роль отводится наглядности, т. е. ощутимому присутствию того, о чем говорим. «Ребенок употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое виден мир, но не воспринимает его как предмет осознанно» - так сказал А. Л. Лурия. В ТРА слово соотносится с предметной картинкой – ребенок берет ее в руки и строит дом для нарисованного на ней предмета. Дом – это предложение, где для каждого слова есть свое место. Предложение становится для ребенка зримым. Он может его изменить. Может анализировать то, что предстоит сказать. А это и есть планирование устной речи. Одновременно идет практическое овладение грамматическими конструкциями, развивается связная речь. Эти тренажеры дают возможность многократно повторять и закреплять материал, практически усваивать элементарные закономерности языка. Итак, область применения ТРА: развитие внимания, памяти; автоматизации звуков в словах и предложениях; работа над предложением (падежные конструкции, согласование слов в предложениях; предлоги и союзы) и, конечно, развитие связной речи. Приведу примеры некоторых ТРА: 1. Составление простого предложения. 2. Расширение глагольного словаря. 3. Введение в предложения второстепенных членов (дополнений) . 4. Расширение словаря прилагательных. 5. Знакомство с предлогами и союзами. 2. Сказки на кончиках пальцев. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум у ребенка находится на кончиках его пальцев. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками. Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать в условиях детского сада и для проведения хороводов после чтения сказок. Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе проведения игр могут повторятся, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать названия. Сказка «Репка». В огороде дедка Выросла репка Репку посадил, Всем на удивление И водой из лейки («Колечки») Репку он полил. Большая-пребольшая, («Колечки») Всем хватит угощенья. («Лучики») Расти, расти, репка, И сладка, и крепка. Выросла репка Расти, рати, репка, И сладка, и крепка. И сладка, и крепка. Выросла репка («Хлопки») И сладка, и крепка. («Хлопки») 3. Нетрадиционное логопедическое пособие «ЛОГОКУБ». Данное логопедическое пособие могут использовать логопеды и педагоги на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях и в самостоятельных играх детей. Пособие состоит из куба с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, растений и т. д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием. Пособие может быть использовано для занятий с детьми 4-7 лет. Основные достоинства пособия: - кубы удобны в использовании; - участвовать в игре может один ребенок или вся группа детей одновременно; - кубу можно переставлять, переносить; - они объемны, но удобны для хранения; - кубы дают логопеду и воспитателю возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование словаря, грамматического строя речи, фонематического анализа, на развитие познавательных процессов, ориентировки в пространстве, автоматизации звуков и, конечно, на развитие связной речи. Это такие игры: Игра «Составление предложений». Цель: развитие связной речи, логического мышления. Описание игры: Логопед прикрепляет к логокубу предметные картинки с изображением предметов, не связанных друг с другом по смыслу. Надо составить как можно больше предложений с этими словами. Игра «Где что находится». Цель: развитие у детей пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов. Описание игры: Логопед раздает детям листы картона и наборы предметных картинок. Одному ребенку предлагается выполнить задание на логокубе. Он выполняет задание на логокубе таким образом, чтобы остальным детям не была видна его рабочая поверхность. Логопед дает следующее задание: «В правом верхнем углу находится яблоко. Слева от яблока – шарик Под шариком – кукла… » и т. п. После того как дети закончат свою работу, логопед поворачивает к детям рабочую сторону грань куба, и дети сравнивают свои картинки с логокубом. Эту работу можно проводить и на индивидуальных занятиях. | |
|