Главная » 2014 » Август » 21 » Конспект фронтального занятия по разделу "Развитие речи" в средней группе
08:31 Конспект фронтального занятия по разделу "Развитие речи" в средней группе | |
Ход:
Воспитатель. Что такое сказка? Дети. Необыкновенные события, необыкновенная история. В. - Какие сказки о животных вы знаете? Дети перечисляют. Кто сочиняет сказки? Д. Сказочники, писатели. В. Сейчас вы прослушаете литературное произведение «Лиса и козел». (Слушают). Что вы прослушали: сказку, рассказ или стихотворение? Почему вы так думаете? Что сказочного в этой истории? Дети высказываются В. О чем эта сказка? (о хитрости и глупости.) В. Каким голосом просила лиса спрыгнуть козла в колодец? Почему? (нежным, ласковым; высказываются; используется маска) В. Каким тоном разговаривала лиса с козлом в колодце? Почему? (грубым, резким, бранилась; высказываются.) В. Какой показан козел в сказке? Как он разговаривал с лисой? Как ласково называл козел лису в сказке? (лисонька) (бородатый, глупый, невнимательный; высказываются; используется маска.) В. Чему учит сказка? - Где хитрость – держи ушки на макушке; не зевай по сторонам; век живи, век учись. В. Как называется сказка? Придумайте свое название сказки. Давайте поиграем в сказку. Рассматривают схемы. – Какого цвета лиса? Д. Она пушистая и рыжая, поэтому она обозначена оранжевым кругом. В. Какого цвета козел? На какую фигуру похожа его голова? Д. Треугольник, так как он с рогами и бородой. В. Хозяин на какую фигуру похож? Д. Он высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником с линией. Дети пересказывают сказку по схемам. Пантомимические этюды «Злость», «Горе», «Радость», «Глупость», «Хитрость». Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки. Персонаж сердится: скрещены руки, нахмурят брови. Голову наклоняют вниз; радуется: улыбаются, покачивают головой, выполняют «пружинку»; горюет: подставляют ладошки к щекам, прикрывают глаза, вздергивают брови под углом, опускают голову; глупый козел: постукивают кулаком по лбу; хитрая лиса: прищуривают глаза, делают повороты туловищем. В. Сейчас мы поиграем в игру на внимание и смекалку. В этой сказке много интересных слов и выражений, я хочу, чтобы вы мне их объяснили. - Послушайте, какое интересное слово «горюет». Как можно сказать по-другому? Д. Печалится, грустить… В. Браниться… Д. Ругаться… В. На ворон зазеваться… Д. Быть невнимательным. В. Воду замутить… Д. Вода грязная. В. Вспомните, как лиса расхваливала воду в колодце? Д. Хороша водица. В. Это какая вода? Д. Холодная, чистая. В. В сказке говорится: «лиса вскочила на спину козлу». Почему вскочила, а не залезла? Дети высказываются. В. Молодцы! Вы много мне слов объяснили и были догадливыми и внимательными. В. А еще я хочу сегодня поговорить с вами о загадках и частушках, они тоже являются устным народным творчеством. - Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост- краса, кто ж это? (дети отвечают : «Лиса»). Что я вам сказала: частушку или загадку? Дети отвечают. - А это? Письму лисичку дед учил А вышли- то каракули. Лиса двойку получила И оба горько плакали. Дети отвечают. Тоже про козлика. - Козлик вышел погулять В новеньких ботиночках Все зверята говорят, Что он как картиночка. - Серенький, но не волчок. С рожками, но не барашек. С бородой, но не дедушка. Дети отвечают. В. Ребята, чем отличаются частушки от загадок? Д. В частушках говорится, о ком они поются, а в загадках предмет не называется, и нужно догадаться, о чем речь. В. А чем похожи частушки и загадки? Д. Частушки и загадки складные, коротенькие. В. Давайте придумаем частушки про козла и лису из сказки «Лиса и козел». Я буду начинать, а вы заканчивать фразы так, чтобы получилось складно. (используется аудиозапись.) По дороге шел козел, Бородой… Дети: Потрясывал… Восп. : Головой поматывал, По сторонам… Дети: Поглядывал. Восп. : Шла лисица по дороге, Рыжая… Дети: Плутовка. Восп. : Зазевалась на… Дети: Ворон, Восп. : В яме плачет… Дети: Горько. Восп. : Ты, лисица, не реви И козла ты не дури, Ты, плутовка, не плачь, Я куплю тебе… Дети: Калач. Итог: Самооценка детей. Русская народная сказка «Лиса и козел». Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить – тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел – умная голова. Идет, бородищей трясет, рогами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает: - Что ты там, лисонька, поделываешь? - Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса, - там, наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь! А козлу давно пить хочется - Хороша ли водица- то? - спрашивает козел. - Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет. Прыгнул козел не подумавши, чуть лисы не задавил. А она ему: - Эх, бородатый, и прыгнуть- то неумел – всю обрызгал. Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу- то его дед отыскал и за рога вытащил. | |
|