Главная » 2014 Август 19 » Конспект коррекционного занятия по развитию речи в подготовительной группе
13:20 Конспект коррекционного занятия по развитию речи в подготовительной группе | |
Цель: Создание условий для коррекционно-развивающей работы по формированию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе с учётом особенностей психофизического (речевого) развития детей
Программные задачи: Коррекционно – образовательные: формировать и закреплять представления ребёнка о живой природе в весеннем лесу: насекомые, птицы. формировать умения ориентироваться в пространстве, пользуясь наречиями - антонимами: далеко – близко, высоко – низко, медленно – быстро. Коррекционно – развивающие: развивать фонематический анализ, синтез и представления, дифференцировать звуки [ш]-[ж] в словах и воспроизводить их в собственной речи, развивать слоговой анализ. совершенствовать умения слушать и слышать, отвечать на вопросы педагога, пользуясь навыками объяснительной речи. совершенствовать навык составления и чтения слов с изученными буквами. развивать активность и координацию движений и звуков в процессе выполнения упражнений под музыку, развивать мелкую моторику. совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:-к-, -ок- Коррекционно – воспитательные: вызвать нравственно-эстетические чувства в процессе общения с природой. развивать коммуникативные навыки в общении со взрослыми и сверстниками, поощрять интерес к совместным игровым действиям. Методическое обеспечение: компьютер, слайды, интерактивная доска, иллюстрации, дидактическая игра «Кубик кидай – слово называй», дидактическая игра «Умные гусеницы», счётные палочки, музыкальное сопровождение, игры на развитие координации речи с движением «Змея», «Жуки». Предварительная работа: Беседа по теме «Весна», рассматривание картинок; Разучивание двустиший «Едет поезд наш волшебный… », «На волшебный поезд сядем… », «Звуки разные нужны… », «Приходите к нам … »; Разучивание упражнений «Жуки», «Змея»; Работа со схемами по развитию фонематических представлений. Организация обстановки: Музыкальный зал, дети входят в зал, стоят стульчики, два маленьких стола, дорожка - мостик Ход совместной деятельности: 1. Организационный момент (создание положительного эмоционального фона, знакомство с гостем, объявление темы). Слайд №2. Логопед: Ловит шарик, читает: Так, так, так, ну всё понятно, Предлагают звуки нам Погостить у них немного, Разгадать загадки там. Спорят, думают, решают Кто важнее, кто нужней? Разобраться в чём же дело Мы поможем им скорей! Путешествовать поедим В страну звуков вместе мы. Вот на чём же? Помогите! На экран вы посмотрите И картинку назовите. Буквы первые найдите, Из них слово вы сложите! 2. Основная часть (развитие фонематических процессов, грамоты, деление слов на слоги, развитие координации речи с движением, употребление слов антонимов наречий, развитие слухового внимания). Слайд № 3. Дети называют картинку и определяют, какая буква должна появиться на экране. Логопед: - Давайте прочитаем, какое слово получилось. Дети: - Получилось слово поезд. Логопед: - Так на чём же мы отправимся в страну звуков? Дети: - Мы поедим на поезде. Все вместе лицом к зрителям, имитируя движения руками и ногами: Едет поезд наш волшебный И колёсами стучит. Логопед: - Не далеко? Дети: - А близко. Логопед: - Не медленно? Дети: - А быстро. Логопед: - Не высоко? Дети: - А низко. Торопится, спешит. Логопед: - Цепляйтесь, вагончики! Поехали. Слайд №4. Логопед: Дети, посмотрите, куда мы приехали? Слайд №5. Дети: - Мы приехали в лес. Логопед:- Наши стульчики превратились в пенёчки, давайте сядем на них. - Какое сейчас время года? Дети: Сейчас весна. Логопед:- Правильно! Давайте подумаем, что же происходит весной? Ответы детей. - А какое время года в нашем лесу? Значит, какой лес перед нами? - Как вы догадались, что в лесу весна? Ответы детей. Логопед: Дети, вы слышите? Слайд №5 (звучат звуки весеннего леса) - Что вы только что услышали? Назовите! Ответы детей. Логопед: - А как назвать одним словом, всё то, что вы слышали? Дети: - Мы слышали звуки! Логопед: - Правильно. Вы слышали звуки, значит, мы с вами попали в страну звуков! Звуки бывают разные и их здесь очень много! Давайте их искать! Логопед: - Кто это? Слайд №6 Дети: - Это змея. Логопед: - Что змея делает? Дети: - Змея ползёт и шипит. Координация речи с движением: «Песенка змеи» (под музыку) Логопед: - Молодцы! Посмотрите на картинки и подумайте, какой же звук прячется в лесу? Слайд №7 Дети: - В лесу прячется звук [ш]. Логопед: - А как вы догадались? Дети: - Во всех словах есть звук [ш]! Логопед: - Давайте проверим, правильно ли вы сказали? Слайд №7 Логопед: - Молодцы! Пойдём искать звуки дальше. Логопед: - Где же мы сейчас с вами оказались? Слайд №8 Дети: - Мы пришли на весеннюю полянку. Логопед: - Дети, послушайте! Слайд №8 (звуки насекомых). - Что вы услышали на весенней полянке? Ответы детей. Логопед: - Совершенно верно. Посмотрите на картинки и подумайте, какой ещё звук прячется на полянке? Слайд №9 Дети: - На полянке ещё спрятался звук [ж]. Логопед: - Как вы догадались? Дети: - Во всех словах есть звук [ж]! Логопед: - Молодцы! А кто это к нам ползёт? Слайд №10 Координация речи с движением: «Песенка жуков» (под музыку) Логопед: - Какие звуки мы с вами уже нашли? Дети: - Мы нашли звуки [ш] и [ж]. Логопед: - Чем они отличаются и что у них общего? Слайд №11 Ответы детей. Логопед: - А кто мне скажет, чем отличаются звуки от букв? Дети: - Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим, читаем и пишем. Логопед: - Правильно. Звукарик предлагает вам выложить буквы из палочек, но сначала подумайте, из скольких палочек состоит буква Ш и буква Ж. Ответы детей. Выкладывание букв из палочек. Логопед: - А сейчас, ребята, нужно помочь звукам составить слова. Логопед раздаёт детям символы звуков с написанными буквами. Дети выстраиваются в слова: жук и шут, называют все звуки в словах, сколько всего звуков и где находится звук [ш], [ж]. Затем дети составляют предложения с этими словами. Игра «Живые звуки» (дети сами выбирают символы с буквой) Логопед: - На полянке ещё живут две умные гусеницы. Одну гусеницу зовут Жанна, а другую Шура. Жанна собирает картинки со звуком [ж], которые состоят из трёх слогов, а Шура – картинки со звуком [ш] только из двух слогов. Поможем гусеницам? Кто хочет помочь Жанне? А все остальные помогают Шуре. Игра «Умные гусеницы». Дети делятся на две команды. Логопед: - Молодцы! Справились с таким сложным заданием! Логопед: - Посмотрите, где мы сейчас с вами очутились? Дети: - Мы пришли к ручью. Слайд №12 Логопед: - Что вы слышите? (шум воды). Ответы детей. Логопед: - Чтоб ручей нам перейти, нужно по мостику пройти. Но этот мостик не простой, этот мостик звуковой! Слова скорей ты угадай и ласково их называй. (пух, муха, круг, флаг, волк, ухо). Логопед называет звуки, дети составляют из них слово и называют это слово ласково, чтоб появился звук [ш] или [ж], затем переходят по мостику. Логопед: - п, у, х Дети: - Пух. Логопед: - Назови ласково слово пух, чтобы появился звук [ш] или [ж] в слове. Дети: - Пушок. И т. д. Логопед: - Молодцы вы справились с заданием, и перешли по мостику через ручей. Логопед: Дети, посмотрите, Звукарик нам оставил кубик, он хочет, чтоб мы с ним поиграли. Нужно помочь звукам найти свои слова. Вы будите по очереди бросать кубик, и придумывать слово по схеме. Игра «Кубик кидай – слово называй» Дети кидают кубик, на выпавшей стороне появляется схема (звук в начале, середине или конце слова). Дети должны придумать слово с заданным звуком и положением его в слове. 3. Завершение (рефлексия эмоционального состояния и настроения) Логопед: - Молодцы! Вы отвечали на все вопросы, старались, выполняли все задания правильно и быстро, помогли звукам найти свои места! Дети, посмотрите на экран, вот и Звукарик! Слайд №13 (Звукарик задаёт детям вопрос) Дети отвечают: - Звуки разные нужны, звуки каждые важны, Ведь без них, без этих звуков говорить не сможем мы! Логопед: - Дети понравилось вам путешествие в страну звуков? А что больше всего понравилось? С какими звуками мы сегодня играли? Приедете ещё сюда? Ответы детей. Звукарик очень доволен, что вы побывали у него в гостях, поэтому он хочет сделать вам сюрприз. Смотрите скорей на экран. Слайд №13. (Звукарик отпускает шарики) . Летят шарики, дети их ловят (дети ловят настоящие воздушные шары) Логопед: - Всё, ребята, нам пора, Собирайся детвора! Дети: - На волшебный поезд сядем И опять поедим в садик! Логопед: - Повернитесь вы к гостям, Попрощайтесь с ними. Дети: - Приходите к нам ещё, Очень рады были! | |
|