Главная » 2014 » Август » 19 » Конспект коррекционного занятия по развитию речи во второй младшей группе
13:20 Конспект коррекционного занятия по развитию речи во второй младшей группе | |
Оборудование:
• Декорации леса; • Письмо; • Фигурки животных или мягкие игрушки; • Демонстрационный и раздаточный материал: опорная таблица для составления описательных рассказов, картинки с изображением диких животных, комплект пазлов на каждого ребенка, с изображением диких животных, мяч, индивидуальные зеркала, картинки с частями тела диких животных игра «Чья голова, чей хвост, чьи лапы», буквы Предварительная работа: 1. Чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина, сказки “Теремок”, «Теремок-грибок»; 2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке»; 3. Рассматривание иллюстраций о животных, обитающих на территории Приморского края; 4. Беседа о бережном отношении к животным Приморья. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент. (Дети проходят в зал и рассаживаются за столы, которые стоят полукругом) (Развитие грамматического строя речи) Сегодня мы получили письмо из леса, которое прислали животные, давайте вместе посмотрим, что в нем написано. Открываем письмо, а в нем загадки. Животные хотят, чтобы мы их отгадали. Логопед загадывает загадки. Живёт в норке, грызёт корки Короткие ножки, боится кошки. (мышь) Что за зверь лесной Встал как столбик под сосной. И стоит среди травы- Уши больше головы? (заяц) Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (белка) Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. (лиса) Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой (медведь) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный (волк) Дети отгадывают загадки, картинки вывешиваются на магнитную доску. II. Сообщение темы занятия. Л о г о п е д: Как называются животные, изображенные на картинках? Д е т и: Дикие животные. Л о г о п е д: Правильно. Эти животные проживают в наших лесах Приморского края. А какие еще животные встречаются в наших лесах? (Ответы детей) Проводится беседа о повадках диких животных, о внешнем виде, где они живут, чем питаются, какой образ жизни ведет. III. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Л о г о п е д: Молодцы, хорошая беседа у нас получилась. А сейчас каждый из вас получит свой комплект пазлов. Составьте из них картинку и расскажите, кто на ней изображен. Дети составляют пазлы. Получаются картинки диких животных. IV. Артикуляционная гимнастика (дети садятся на ковер и им раздаются индивидуальные зеркала) . Л о г о п е д: Все живые существа умеют «разговаривать» по-своему. Животные тоже общаются между собой, сообщая друг другу об опасности. Их «речь» не похожа на речь человека, скорее всего она, походит на звуковые сигналы. А чтобы речь человека была красивой надо делать специальные упражнения. Выполняются упражнения: «Улыбка – Дудочка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Горка», «Ровный заборчик» V. Дыхательная гимнастика Вдох через нос, выдох через рот с пропевание гласных звуков[а], [о], [у]. VI. Расширение словаря по теме (Дети переходят по залу (группе) от стола к столу, на которых стоят игрушки диких животных) Л о г о п е д: Сегодня мы с вами отправимся в лес. Там случилась неприятность – потерялся малыш. На пути нам будут встречаться животные, которые будут просить нас выполнять какие-либо задания. Если задание будет выполнено, то нам они будут давать по букве. В конце путешествия мы составим буквы и узнаем, чей детеныш потерялся. Л о г о п е д: Представьте, мы отправились в лес. Стоит хорошая погода, светит солнышко, весело щебечут птицы. У нас хорошее настроение. Мы вышли на полянку и услышали тонкий писк. Прислушались, а это мышата пищат. Оказывается, пропал детеныш, но кто они не говорят. Только сказали, что если мы скажем, где в лесу живут волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж, то они нам дадут начальную букву пропавшего детеныша. Д е т и: Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. И т. д. (Мышата дали букву Е.) VII. Согласование существительных с числительными Л о г о п е д: Идемте дальше. Посмотрите кто вон там, на пенечке сидит и грустит? Д е т и: Это заяц. (Дети подходят к следующему столику, на котором стоит пенек, а на нем сидит зайчик) Л о г о п е д: Зайчик, здравствуй. Что ты такой грустный. З а я ц: Все животные обеспокоены пропажей малыша. Вот и мне не до веселья. Л о г о п е д: Мы хотим помочь. Что надо сделать? З а я ц: Выполнить задание. Пусть ребята назовут детёнышей диких животных с числом 2 и 5. (На столе лежат картинки детенышей животных. Дети берут по одной и выполняют задания) Д е т и: два мышонка, пять мышат; два бельчонка, пять бельчат; два медвежонка, пять медвежат, два лосенка, пять лосят и т. д. (Дети получают буквы Ж) VIII. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». Л о г о п е д: Наше путешествие продолжается. Посмотрите, какой могучий дуб, а на нем сидит белочка и плачет. - Белочка, почему ты плачешь? - В нашем лесу случилась беда. Пропал детеныш. - Да, мы уже знаем, и мы готовы его отыскать. - Хорошо, выполните со мной пальчиковую гимнастику. Сидит белка на тележке Хлюпают в ладоши и ударяют кулачок Продает она орешки о кулачок попеременно Лисичке-сестричке Загибают по одному пальчик, начиная с большого, Воробью, синичке на обеих руках одновременно Мишке толстопятому, заиньке усатому. (Дети получаютбуквуО) IX. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (с мячиком) Л о г о п е д: Ребята, а это кажется лисья нора. Давайте спросим, какое нам выполнить задание, чтобы получить буквы. (Дети стучатся в нору. Выходит лисичка и просит поиграть с ней в игру «Скажи ласково») Например: лиса – лисичка, мышь-мышка, заяц, белка, волк, медведь, кабан… (Дети получают букву Н) X. Образование притяжательных прилагательных (по картинкам) Л о г о п е д: Смотрите, а кто это на поляне собирает малину. Д е т и: Бурый медведь. Дети здороваются с медведем и играют с ним в игру «Чей хвост, чьи лапы и чья морда»Получают букву О. XI. Образование существительных с суффиксом[-ищ-] Дети на своем пути встречают волка, который просит их, выполнит последнее задание ответить на вопросы: «У кого что? » У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики, У медведицы лапы, у… У зайчихи уши… У лисицы хвост… у лосихи рога… у ежихи когти… у волчицы зубы… (Дети получают букву К) XII. Составление слова из букв Дети составляют буквы. (Получилось слово ЕЖОНОК) Все вместе отправляются к ежихе. Она детям рассказала о том, что ежонок пошел в лес за грибами и случайна, попал в яму. А так как лапки у ежиков короткие сам он из нее не выберется. Ежиха рассказала, где эта яма находится. Рассказ-описание составляется об одном-двух животном (по выбору, совместно всей подгруппой с помощью опорной схеме. Схема висит на доске. (см. Приложение (Дети подходят к «яме», достают из нее ежонка и относят маме) . XIII. Составление описательного рассказа Составляется рассказ-описание о ежонке (ежихе) совместно со всей подгруппой с помощью опорной схеме. Схема висит на доске. (см. Приложение) XIV. Подведение итогов занятия | |
|