Главная » 2014 Август 20 » Конспект логопедического занятия по развитию речи в младшей группе
08:47 Конспект логопедического занятия по развитию речи в младшей группе | |
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о зиме.
Задачи: - формировать умение понимать смысл образных выражений загадки; - упражнять в подборе определений к заданному слову, познакомить со значением слов метель, вьюга, пурга; - упражнять образовывать притяжательные прилагательные и прилагательные от основ существительных; - развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы; - воспитывать любовь к природе. Материал: - иллюстрации с изображением зимнего леса; - домики с картинками животных: лиса, волк, медведь, заяц, белка; карточка банки с вареньем: малина, смородина, клубника, яблоко, вишня, слива, абрикос, персик, земляника, черника, брусника, клюква; - для опыта: снег, 2 тарелки, шерстяной шарф, свеча, спички. Ход непосредственно образовательной деятельности. 1. Отгадывание загадок. Воспитатель: Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки, Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица - Белокожа, светлолица. Как махнула рукавом - Все покрыла серебром! Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? Почему зиму называют здесь царицей? Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Послушайте еще одну загадку про зиму, и подумайте, какие образные выражения, сравнения используются в загадке: «Кто, угадай-ка? Седая хозяйка: тряхнет перинки - над миром пушинки!» - С кем сравнивается зима в этой загадке? - Какие перинки трясет зима и что же за пушинки вылетают из них? А вот и еще «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения. Он вошел - никто не видел. Он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез. А на окнах вырос лес. (Мороз) Какой это мастер на стекла нанес И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз) Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто используются в сказках. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку. А попадем мы туда с помощью волшебной палочки, закрыли глаза раз, два, три. 2. Подбор эпитетов. Воспитатель: Мы приехали в зимний лес. Зимой лес выглядит сказочно: деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса. Какой снег в лесу? (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый, холодный, белый, мокрый, блестящий, сверкающий, падающий). Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики.) Снегопад в лесу, какой он? (Снежные хлопья, тихий снег, пушистые снежинки, тихое кружение.) А еще зимой часто бывает: вьюга, метель, пурга. А что это такое? Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: Вьююююуууу, я вьююююуууга. Так метель себя назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга. - Давайте повторим, какие явления бывают зимой? 3. Образование притяжательных прилагательных. Воспитатель: После прогулки по лесу я предлагаю вам немного передохнуть. Для этого зайдем в гости к лесным зверям. Но здесь на полянке очень много домиков лесных жителей. Посмотрим, кто где живет. В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (Лисий.) В другом доме живет медведь. Чей дом? (Медвежий.) В этом домике живет волк со своим семейством. Чей дом? (Волчий.) Дружно в доме живут зайцы. Чей дом? (Заячий.) Шустрые белки собрались в дупле. Чей дом? (Беличий.) Лесные звери хотят угостить нас чаем. Садитесь за стол. К чаю будут пироги и варенье. Возьмите картинки на них нарисованы ягоды, из которых сварено варенье. У меня варенье из малины - малиновое. А у вас? (Варенье из смородины - смородиновое, из клубники - клубничное, из яблок - яблочное, из вишни - вишневое, из слив - сливовое, из абрикосов - абрикосовое, из персиков - персиковое, из земляники - земляничное, из черники - черничное, из брусники - брусничное, из клюквы - клюквенное.) А теперь попробуем пирожки. На моем нарисован крыжовник, значит, это пирог с крыжовенной начинкой, крыжовенный пирог. А у вас? (С клубникой - клубничный, с земляникой - земляничный, с вишней - вишневый, с яблоками - яблочный, со сливой - сливовый, с абрикосами - абрикосовый, с персиками - персиковый, со смородиной - смородиновый, с черникой - черничный, с брусникой - брусничный, с клюквой - клюквенный, с малиной - малиновый.) банка с вареньем Пример «баночки с вареньем» (аналогичными должны быть картинки с пирожкам). 4. Опыты. Теперь, когда вы подкрепились и отдохнули, лесные звери приготовили для вас загадку. «Одеяло бело, всю землю одело». - Что это? - Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный? Вот мы с вами сейчас и посмотрим. Перед началом мы принесли два небольших снежка. Один положили на тарелку и поставили на стол. Другой завернули в шерстяной шарф и тоже положили на тарелку. – Как вы думаете, какой снежок растает быстрее? Пока шло занятие снежки таяли. И, наконец, наступил момент, когда можно развернуть шарф. – Что же мы видим? Правильно, снежок, лежащий на блюдце растаял значительно больше. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем другой опыт. Зажжем свечу и попробуем подержать над ней руку. Горячо. – Что нужно сделать, чтобы не жгло? Правильно, или убрать руку, или заслонить ее чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом. – Почему теперь руке не горячо. Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его. – Почему не растаял завернутый в шарф снежок? Шарф не пропускает комнатное тепло к снежку. – Зачем зимой человек надевает шубу? Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод. – Так почему говорят: «Одеяло бело, всю землю одело». (снег одел землю, как одеяло и под ним тепло) – Почему под снегом тепло? (потому что он не пропускает холод) – Почему зимой белый медведь в снежной берлоге не замерзает? Представьте себе, что вы оказались на севере вдали от жилья и вам надо переночевать. Палатки у вас нет. - Как поступить? Построить дом из снега. В нем будет теплее, чем на улице. Почему? Слой снега не пропускает холод в берлогу к медведю или в ваш дом из снега, защищает растения, которые оказались под ним. Закрыли глаза, раз, два, три, вот мы снова в нашей группе. 5. Итог. - Где мы с вами сегодня побывали? - Что из нашего путешествия вам больше всего запомнилось и понравилось? – Какие задания показались трудными? Сегодня хорошо работали..., старались… Задание на дом. - Помните сказку «Снегурочка»? - Когда девочка стала грустить? - Почему? Весной солнце стало пригревать, и она начала таять. Представьте себе, что Снегурочка надела шапку, шубу, шарф, валенки и поехала в жаркую Африку. - Растает ли она там? | |
|