Главная » 2014 Август 20 » Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе
08:47 Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе | |
Программное содержание:
- познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют; - дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»; - изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, поодиночке, клином); - закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.); - развивать активный и пассивный словарь детей; - совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы; - воспитывать бережное отношение к природе, птицам. Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий. Оборудование: иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, животных, рыб, насекомых. Ход занятия: 1. Вводная часть Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц. – Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите перелетных птиц, которых вы знаете? 2. Основная часть – А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Воспитатель вывешивает соответствующие картинки). Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие. Отгадайте загадку. Какая весенняя птица Трактору чуть ли не на нос садится? Бежит за плугом с криком вскачь Весны посланец – чёрный ... (Грач) Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи. – А вот еще загадка. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке. – Хочу загадать еще одну загадку. Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый ... (Скворец) Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. Игра «У кого какое тело?». – Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.) – Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.) – Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.) – У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.) – Молодцы, ребята, правильно. Физкультминутка «Скворечник» Из скворечника торчат Клювы маленьких скворчат. Клювик раз, клювик два, Лапки, лапки, голова. Работа с пословицами. – Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах. 1. Всякая птичка свои песенки поет. 2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке. 3. Невелика птичка, да коготок остер. 4. Всякая птица тепло ищет. 5. Всякая птичка сети боится. – Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (Дети произносят пословицы хором.) Игра «Птицы, животные, рыбы, насекомые». – Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем. Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу, и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы, должны быстро выложить их на стол. В ходе игры нужно проговаривать названия групп и животных, обсуждать, правильно ли получилась группа. Воспитатель обращает внимание на ошибки, поощряет за правильные ответы и высказывания. 3. Итог занятия – Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они – перелётные птицы, которые живут рядом с людьми. – Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.) Муса Джангазиев «Берегите птиц» Не трогай ласточку! Она Издалека летит сюда! У нас растит своих птенцов, Не разоряй её гнезда. Будь другом птиц! Пусть под окном Поет весною соловей, И над просторами Земли Летают стаи голубей! | |
|