Главная » 2014 » Август » 20 » Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе
08:47
Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе

Программное содержание:

- познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют;

- дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;

- изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, поодиночке, клином);

- закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.);

- развивать активный и пассивный словарь детей;

- совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы;

- воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Оборудование: иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, животных, рыб, насекомых.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.

– Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите перелетных птиц, которых вы знаете?

2. Основная часть

– А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Воспитатель вывешивает соответствующие картинки).

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

Отгадайте загадку.

Какая весенняя птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный ... (Грач)

Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.

– А вот еще загадка.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.

– Хочу загадать еще одну загадку.

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый ... (Скворец)

Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.

Игра «У кого какое тело?».

– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

– Молодцы, ребята, правильно.

Физкультминутка «Скворечник»

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат.

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова.

Работа с пословицами.

– Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.

1. Всякая птичка свои песенки поет.

2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

3. Невелика птичка, да коготок остер.

4. Всякая птица тепло ищет.

5. Всякая птичка сети боится.

– Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (Дети произносят пословицы хором.)

Игра «Птицы, животные, рыбы, насекомые».

– Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем. Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу, и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы, должны быстро выложить их на стол.

В ходе игры нужно проговаривать названия групп и животных, обсуждать, правильно ли получилась группа. Воспитатель обращает внимание на ошибки, поощряет за правильные ответы и высказывания.

3. Итог занятия

– Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они – перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.

– Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)

Муса Джангазиев «Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!
Категория: Конспекты | Просмотров: 594 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]