Главная » 2014 » Август » 20 » Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
08:47 Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе | |
Цель: Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР.
Задачи: Коррекционно-образовательные: - Формировать умение составлять рассказ, передавая настроение картины, описание природы, используя образные средства; - Учить придерживаться структуры рассказа: название картины, начало, основная часть, конец. - Закрепить словарь признаков предметов; Коррекционно-развивающие: - Развивать артикуляционную, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание, интонационную выразительность; - Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; - Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Коррекционно-воспитательные: - Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества; - Формировать коммуникативную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников; Предварительная работа: Чтение художественной литературы, загадывание загадок о временах года, экскурсии в осенний и зимний лес, словарная работа по теме «зима». Демонстрационный материал: магнитофон, компьютерная презентация, репродукция картин И. Шишкина, бумага, краски, кисточки, деревья, кустарники, сенсорно – графическая рамка, фрагменты картины, символы, снежинки, ширма. Методические приёмы: Рассматривание картины, беседа, чтение стихов, игра, метод «эмпатии», художественное творчество, анализ, самоанализ занятия. Ход занятия. Звучит музыка. Дети входят в группу, здороваются с гостями. Приглашение в музей пейзажных картин И. Шишкина. - Дети, сегодня я приглашаю вас в мини-музей картин одного из самых известных художников – Ивана Ивановича Шишкина, который, когда был маленьким, очень любил рисовать. Отец ему много читал книг, часто бывал с сыном на природе и поощрял в мальчике любовь к рисованию. Когда Иван вырос, он поступил в Академию художеств, где был одним из самых лучших учеников. Его произведения мы видим в нашем музее. 2. Д/у «О какой картине стихотворение?» Дети читают стихи: Лес, точно терем расписной Лиловый, золотой, багряный. Весёлой пестрою стеной Стоит над пестрою поляной. (Бунин). *** Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает. Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. (С. Есенин) *** Мы глядим на поле, Радости полны: Будет хлеба вволю – Пироги, блины. *** В полдень дождь перестал, И, что белый пушок. На осеннюю грязь Начал падать снежок. 3. Д/и «Что лишнее?» - Если посмотреть на картины, в общем, то какая картина здесь лишняя? Почему? (Картина о зиме лишняя, потому что все остальные отображают осень) 4. Составление рассказа по картине с помощью плана (презентация). 1. Слайд (Картина И. Шишкина «Зима») Действительно, лишняя оказалась картина о волшебнице - зиме и написал её И.Шишкин. 2 слайд – знак вопроса. Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей). 3 слайд – глаза. С каких слов, предложения вы бы начали свой рассказ по картине? (Пришла в лес волшебница зима) 4 слайд – рука. Давайте посмотрим на экран и расскажем, что волшебница зима сделала с сучьями, стволами деревьев, и кустами. (Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты белые шали). 5 слайд – ухо. Что мы слышим в зимнем лесу? (В лесу стало тихо, наверно все уснули и никто не тревожит лесное царство). 6 слайд – снежинка. Какой снег в лесу, на что он похож? (Снег, словно перина: мягкий, пушистый, белый). 7 слайд – облака. Посмотрите, какое небо над лесом? (Небо над лесом белое, морозное). 8 слайд – нос. Вдохните зимнего воздуха, какой он в зимнем царстве? (Воздух в зимнем царстве морозный, свежий, холодный). 9-10 слайды – губы, картина. Чем мы можем закончить рассказ? Что бы вам хотелось сделать в этом лесу? Какое у вас настроение после увиденного? (Хорошо бы в таком зимнем лесу прокатиться вместе с мамой и папой на лыжах, санках, поиграть в снежки). 11 слайд – картина с сенсорно-графическими символами. Рассказывание рассказа полностью по символам. - А хотели бы вы побывать в таком волшебном, зимнем царстве? 4. Экскурсия в зимний лес. - Ой, в какой лес мы попали? (волшебный, зимний, холодный…). - Давайте назовём «зимние» слова и сдуем каждый по снежинке. - Поднимите глазки и посмотрите на белое, морозное небо. Улыбнитесь ему (улыбка - мимическое упр.). - Вдохните свежий, чистый воздух всей грудью - выдохните (упражнения на дыхание). - Послушайте голоса птиц, животных. Нам стало страшно в таком безмолвном лесу (испуг - мимическое упр.). - Возьмите в руки бинокли и посмотрите на зимние деревья – они все укутаны в шали (гимнастика для глаз). Выразите им своё восхищение (восхищение - мимическое упр.). - Посмотрите, да здесь целая мастерская художника: и краски есть, и полотна и кисти. Давайте и мы попробуем нарисовать зимний, волшебный лес. Вокруг себя повернись и в художника превратись. 5. «Мы – художники» - зарисовка зимней картины в мастерской художника. Играет спокойная, тихая музыка, дети рисуют, а педагог повторяет рассказ, составленный детьми по картине. - Вокруг себя повернись и в ребятишек превратись. Зима в лесу. Пришла в лес волшебница зима. Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты, белые шали. В лесу стало тихо, наверно вся природа спит (уснула) и никто не тревожит лесное царство. Снег, как перина; мягкий, пушистый. Воздух в зимнем царстве морозный, свежий. По небу плывут белые ватные облака, похожие на большой корабль. В таком лесу хорошо поиграть в снежки… 7. Итог. Спросить детей, что им понравилось на занятии, что не понравилось. Поблагодарить детей. Подарить рамочки для их зимних картин, чтобы они сделали в группе свою художественную выставку. | |
|