Главная » 2014 Август 23 » Конспект урока по "Развитию речи" 2 класс
13:20 Конспект урока по "Развитию речи" 2 класс | |
Фрагмент занятия по развитию речи по теме: «Крылатые слова».
Работа над темой начинается с 2 класса и строится по принципу « от простого к сложному». Начинается знакомство с этими выражениями на примерах русских пословиц и поговорок. Продолжается изучением фразеологизмов -существительных, прилагательных, глаголов и в дальнейшем активное применение их в своей повседневной жизни. I. Сообщение темы и цели занятия. …Человек чрез слово всемогущ: Язык всем знаниям и всей природе ключ…» Г. Державин Познакомимся с ходом нашего занятия. -Поработаем с тест-заданиями. -Выполнившие задание быстро и правильно получает ключ к новому заданию и пересаживается на последние парты. -Подведем итоги. -Сегодня мы будем говорить не об отдельных словах, а целых выражениях, устойчивых, неделимых и целостных по своему значению. Они пришли издалека - это цитаты из исторических материалов, высказывания известных людей. Они очень метко объясняющих сущность происходящих событий. Древнегреческий поэт Гомер так сказал о них: « Они как бы перелетают от уст говорящего к уху слышащего». Как называются эти выражения? Почему? Назовите тему занятия. (Крылатые слова). Послушайте стихотворение В. Орловой. Ни пуха ни пера. Рано утром мама-квочка В класс отправила сыночка. Говорила: « Не дерись, Не дразнись, не петушись. Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха ни пера! Через час едва живой Петушок идет домой. Ковыляет еле-еле Он со школьного двора. А на нем и в самом деле Нет ни пуху, ни пера! -О чем стихотворение? Что пожелала мама – квочка своему сыну, провожая его словами: « Ну, ни пуха ни пера!» ( Удачи, успеха). - Почему стихотворение заканчивается словам нет ни пуху, ни пера? ( Петушок вернулся домой весь ощипанный). -В каких строках эти слова употребляются в переносном значении? (Когда мать провожала сына в школу). Желая ему удачи, она употребила это устойчивое выражение. В нем нельзя заменять слова, поменять их местами, иначе изменится весь смысл. В русском языке таких выражений много и называются они крылатыми выражениями или фразеологизмами. II.Работа над темой. Выполнение заданий.- Перед вами задание № 1.Постарайся найти в отрывках стихотворений фразеологизмы. Определи, точное значение каждого из них. Выбери правильный ответ и получишь ключ к следующему заданию. 1.С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой. Не похожи мы, а все же Нас не разольешь водой. Неразлучны, всегда вместе = г, всегда находятся в ссоре = а, надо полить водой, чтобы помирить = с. 2. Не ссорьтесь! Помните о том, Что может быть беда: В дым разругаетесь Потом - сгорите от стыда! Чувствовать сильный жар = у, сгорать от любопытства = ш, испытывать сильное чувство стыда = о 3. За обедом в разговоре Лез в бутылку, с нами споря, А потом сказал: -Друзья, не в своей …4.( тарелке я). Лезть в бутылку-пытаться залезть в бутылку каким – либо предметом = д Сердиться, горячиться; выходить из себя =м, быть не в своей тарелке -испытывать неловкость = е, пользоваться чужой посудой =к. 5. Фальшивят, путают слова, Поют ужасно, как всегда Ребята слушать их не станут: От этой песни уши…(вянут). Уши вянут - уши прижимаются к голове = з, скучно и неприятно слушать что-либо или кого-либо = р, получать удовольствие от услышанного = д Составь слово: задание 1 2 3 4 5 Бу буква Г о м е р Перед вами задание № 2. (Для тех, кто выполнил 1 задание и получил ключ- отгадку). -Посмотри внимательно на задание № 2. Попробуйте подобрать к каждому изображению на рисунке крылатое выражение. Я буду помогать, давая объяснение. ( На рисунках изображения яблока, мухи, козла, рубашки, стрелы). 1. Яблоко: очень большая теснота в комнате. ( Яблоку негде упасть). 2.Муха: о поной тишине. ( Слышно, как муха пролетит). 3. Козел: о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок). 4. Рубашка: об удачливом, счастливом человеке ( В рубашке родился). 5. Стрела: о том кто очень быстро бежит ( Летит стрелой). Впишите свои ответы в таблицу. Те, кто выполнил это задание, получает следующее. Задание3. Прочитай текст. Замени выделенные фразы крылатыми выражениями. Порыбачили. Еще с вечера Коля и Вася договорились о рыбалке. Вася проснулся очень рано , закусил быстро, торопливо и стал ждать Колю. Но тот почему-то опаздывал. Наверное, проспал. Долгое время прождал Вася своего друга. Наконец дождался. «Да ничего, успеем,- оправдывался Коля. - Речка-то очень близко. ...Пришли. Закинули удочки. Следят за поплавками. Вдруг Вася замечает: клюет. Вытаскивают удочку и видят на ее конце маленькую плотвичку. «Стоит ли ее брать? -думают ребята. Родилась-то она совсем недавно. И выбросили рыбку в воду. В этот день ребята так ничего и не поймали. Вернулись они домой, обманувшись в своих ожиданиях . Очень рано - ни свет ни заря. Закусили быстро, торопливо -на скорую руку. Долгое время — битый час. Очень близко — рукой подать. Родилась совсем недавно — без году неделя. Обманувшись в своих ожиданиях - не солоно хлебавши. IV. Подведение итогов. III. Д.З Составить интересную и необычную историю, используя выражения: «битый час», «ни свет ни заря», «на скорую руку», «рукой подать», «с пустыми руками». | |
|