Главная » 2014 » Август » 19 » Конспект урока по "Развитию речи" 5 класс
13:20
Конспект урока по "Развитию речи" 5 класс

Цели урока:

показать учащимся, что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности;
доказать важность переписки в жизни людей;
возрождать российские традиции эпистолярного жанра;
развивать устную и письменную речь учащихся.

Задачи урока:

закрепить правила постановки знаков препинания при обращениях;
научить писать письма родным и близким;
прививать культуру письменной речи;
развивать мышление и кругозор;
воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
проводить профориентацию и пропаганду почтового дела.

Предварительная работа учителя:

составить план урока;

провести экскурсию в сельское почтовое отделение;
подобрать литературу по теме урока;
распределить между учащимися темы сообщений;
подготовить раздаточный материал;
подготовить наглядность (письма из различных стран, рисунки, фотографии).

Предварительная работа учеников:

приготовить к уроку два конверта, карточки, расчерченные как конверт, листочки почтовой бумаги, адреса родных и близких;
подготовить сообщение по теме, предложенной учителем;
оформить выставку литературы по тем урока;
оформить витрину «музея на один урок» «География переписки»;
нарисовать рисунок на тему «Письмо само никуда не пойдет»;
инсценировать отрывок рассказа А.П.Чехова «Ванька»;
подготовить мини-презентацию коллекции почтовых открыток.

Наглядность и ТСО

выставка рисунков «Письмо само никуда не пойдет»;
компьютер и DVD.

Литература к уроку:

А.Алексин «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле»
С.Вангели «Почтальон»
Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
Л.Давыдычев «Жизнь Ивана Семенова»
Конан Дойл «Пляшущие человечки»
Джек Лондон «Сердца трех»
К.Д.Ушинский «Сумка почтальона»
«Речь, речь, речь» Книга для учителя. Под редакцией Т.А.Ладыженской
А.П.Чехов «Ванька»

Ход урока:

Письмо само никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти,

Оно пробежит, пролетит, проплывет

Тысячи верст пути.

С. Маршак

Инсценирование отрывка из рассказа А.П.Чехова «Ванька»
Работа по карточке № 1

В рассказе А.П.Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в ученье к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: «На деревню дедушке».

Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

3. Работа по карточке № 2

В повести Л.Давыдычева «Жизнь Ивана Семенова» высмеивается второклассник Иван Семенов. Он не любит учиться и жизнь для него – сплошная мука. Однажды он решил бросить учебу и попроситься на пенсию. Весь вечер трудился Иван над заявлением. А заявление положил в конверт, на котором написал:

Столица Москва

Вминистерствонасчет

Пеньсии ат Ивана

Семенова сприветом

Квам заивление

Можно ли эту запись назвать адресом? Что вы посоветуете Ивану?

4. Чтобы письмо дошло до адресата надо правильно подписать адрес

Что для этого нужно знать?

Подпишите правильно на макете конверта свой адрес, адрес друга и адрес родственника. Не забывайте имена собственные писать с большой буквы.

Учитель определяет кто красивее, аккуратнее и грамотнее подпишет адрес, победителю вручается почтовая открытка.

5. Сообщение учащегося о новгородской почте

Письма люди стали писать очень давно. В Новгороде археологи нашли письма на берёсте: их писали друг другу новгородцы еще в 10 веке. Такие письма ученые называют берестяными грамотами.

6. Сообщение учащегося о космической почте

Первые письма в космос были доставлены на борт космического корабля «Союз-4», космическими почтальонами стали летчики-космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев, прилетевшие на космическом корабле «Союз-5». Министерство связи выпустило к этому полету специальный конверт. Место и время вручения письма отметил космонавт В.Шаталов: «Борт корабля «Союз-4» 16.01.69.» В настоящее время конверт находится на выставке в Центральном музее связи имени А.С.Попова в Петербурге.

7. Составляем почтовый словарь

Адресат, отправитель, получатель, марка, конверт, штемпель, почтовый, открытка, бандероль, сургуч, посылка, телеграмма, почтальон.

Победителю конкурса словарей вручается почтовая открытка.

8. Экскурсия в «музей одного урока»

Ребята проводят экскурсию, рассказывают о самых интересных экспонатах.

9. Сообщение учащихся о видах писем и почтовых отправлений

Узелковое письмо – для узелкового письма брали толстую веревку и к ней привязывали, как бахрому, тоненькие разноцветные шнурки разной длины. На этих шнурках и завязывались узелки. Чем ближе к толстой веревке располагался узелок, тем важнее вещь, о которой он говорил. Цвет тоже имел значение. Черный – смерть, белый - мир, красный – война, зеленый – хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число. Простые узлы – десятки, двойные – сотни, тройные – тысячи. Прочитать такое письмо было нелегко. Нужно было обращать внимание на толщину шнурков, на то, как завязан узел, какие узлы располагаются рядом. Перуанских детей, например, обучали узелковой грамоте в специальных школах.

У ирокезов узелковое письмо заменяли бусы из морских разноцветных ракушек.

Морские азбуки. Море – это целый особый мир. И поэтому и морские «письма» особые. Это, во-первых, азбука Морзе, где буквы – это точки и тире. Во флоте из цветных флажков тоже составлена азбука. Флажки на мачте – это «письма», которыми обмениваются корабли. На море бытовал еще один вид «писем». Это письмо в бутылке. Сигнал «SOS» вкладывали в бутылку, указывали координаты корабля и бросали в волны. Известны случаи, когда такую бутылку находили через десятилетия.



10. Зачем нужно писать письма

Письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, хотя и живут очень далеко друг от друга. Письма многих писателей, художников, ученых, собранные в особые книги помогают лучше узнать, как они жили, как создавали свои произведения, о чем думали, что их волновало.

Близкие люди узнают из писем домашние новости, ждут весточку от уехавших детей, пишут о своих чувствах, переживаниях, о значимых событиях.

11. Как правильно писать письмо

Письмо – это текст. Его нужно писать по особым правилам. Сейчас мы напишем письмо близкому человеку. Для того чтобы правильно выбрать стиль письма посмотрите на карточку №3. Какой текст предпочтет дедушка? Почему?

Кто лучше и правильнее ответил на вопрос, получает почтовую открытку.
Категория: Школьникам | Просмотров: 834 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]