Главная » 2014 » Август » 22 » Конспект занятия по развитию речи на тему "Осень"
08:31
Конспект занятия по развитию речи на тему "Осень"

Ход занятия

Дети стоят вокруг воспитателя; предлагаю детям совершить необычное путешествие на лесную полянку. (Под музыку «Звуки природы» - пение птиц, журчание ручья дети ходят по залу, осматриваются, слушают звуки)

Воспитатель: - Дети, вот мы и на полянке. Какие звуки природы вы услышали? (ответы детей: рёв зверей, чириканье птиц, журчание ручейка)

- Ребята, а кто из вас знает, как называется Сибирский лес? (тайга) .

- Назовите обитателей тайги. (Дикие животные и птицы)

- Каких знаете диких животных? Назовите.

- каких знаете диких птиц, живущих в тайге?

- А кого мы почти не замечаем, но они всегда рядом с нами? И не только в лесу, но и дома, на участке детского сада? (воспитатель подводит детей к ответу – «насекомые». Если дети не отвечают, прошу их послушать стихотворение. О ком в нём говорится? (о насекомых)

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Воспитатель: - Каких вы знаете насекомых? Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса… Это всё кто, ребята? Как они называются одним словом? (ответ- насекомые). Насекомыми называют живых существ, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части (грудка) и брюшка. (показ картинки – строение насекомого) - Ой, посмотрите, сколько здесь летает насекомых, а мы их сразу и не заметили (сверху спускается обруч с разными насекомыми, дети рассматривают и называют их) .

Воспитатель: - А теперь присядьте на травку, брёвнышки, я хочу загадать вам загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (бабочка)

- Правильно, это бабочка. Ой, посмотрите, какая красивая бабочка к нам летит («влетает» родитель с кокошником бабочки на голове) .

Бабочка: - Здравствуйте, ребятки! А что это вы делаете на полянке?

Дети: - Мы пришли, чтобы узнать, кто живёт в лесу, послушать звуки природы.

Воспитатель: - Наши дети знают, что в лесу живут звери и птицы, а ещё мы выяснили, что в лесу много насекомых.

Бабочка: - А я кто, птица или насекомое? Почему я насекомое? (воспитатель вместе с детьми называют признаки насекомого) .

Бабочка: - Молодцы, ребята! Я вижу, что вы знаете, чем отличается насекомое от других обитателей леса. А сейчас я хочу пригласить вас потанцевать со мной. На полянке так хорошо, настроение у меня отличное, я хочу, чтобы и у вас тоже было хорошее настроение. (Раздаёт детям по 2 палочки с ленточками-крылышками, дети танцуют под музыку «Шуточная про бабочку»)

Дети садятся на полянку, а я загадываю ещё загадку:

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это… (Божья коровка)

Влетает Божья коровка (родитель) : - Здравствуйте, ребята! А вы знаете, кто я? А знаете ли вы, что насекомые – самые многочисленные и древние обитатели нашей планеты. Они появились на Земле давным-давно. Куда бы вы ни пошли – в сад, на луг, в лес – всюду вас будут окружать насекомые: в траве ползет жучок, над цветами вьются пчелы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы. Подойдешь к речке – и там насекомые: носятся стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая лапками как веслами, охотятся жуки-плавунцы. Давайте поиграем в игру «Кто что делает? » (Гусеница что делает? – ползёт, грызёт. Муравей что делает? – ползёт, тащит. Пчела что делает? – жужжит, летит, несёт. Бабочка что делает? – летает, порхает, машет крыльями, шевелит усами. Кузнечик что делает? – стрекочет. Оса – жалит, комар – кусает, водомерка – скользит по воде, дождевой червь – роет землю.) . Молодцы, ребятки!

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, к нам на полянку ещё кто-то залетел. Кто это? («Влетает пчёлка» - взрослый, читает стишок:

Я - домовитая хозяйка,

я летаю над лужайкой,

Хлопочу я над цветком -

Он поделится медком.

Пчела загадывает загадки:

Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (муравей)

Самого не видно, а песню слышно. (комар)

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж всегда твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук)

Может в яблоко залезть,

А потом его же съесть:

Все, что вкусно, выедает

И обратно выползает. (Гусеница)

Пчела: - А сейчас я хочу с вами поиграть, вставайте:

Гусеница, гусеница, (ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)

Бабочкина дочка, («ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)

По травинкам ползает, (то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)

Кушает листочки: (и по другой стороне обратно)

Ам!

Ам!

Ам!

Ам! (Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам! » одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.)

Поела – (останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)

Спать захотела. (одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко)

Проснулась – (постепенно расправляем ладони)

Бабочкой обернулась! (руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки)

Полетела, полетела, полетела! (машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)

Воспитатель: Садись пчёлка на травку, и мы все вместе посмотрим лесной экран – игра презентация «Помоги Незнайке».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, чем питаются насекомые? (ответы детей)

Да, действительно, многие из насекомых поедают зеленые листья, стебли и побеги растений. Пчелы, шмели, бабочки любят угоститься сладким нектаром цветов. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения, без этих насекомых не было бы на лугах ярких цветов (воспитатель предлагает детям вернуться на свои места и очень внимательно послушать) .

Воспитатель: - Но не все насекомые так безобидны. Если тронуть муравья, то он больно укусит. При укусе он выделяет кислоту, которая сильно обжигает, это место долго болит.

Какие насекомые тоже кусаются? (ответы детей). Это действительно так. Больно жалит пчела. Если при укусе осталось жало пчелы, его надо удалить, а укушенное место надо протереть содовым раствором. И еще: если вас ужалила пчела, постарайтесь вытерпеть и остаться спокойным, не машите руками, перейдите в другое место.

Защищаться надо и от комаров, их укусы очень опасны, а порой даже смертельны. Для защиты надо пользоваться специальными мазями.

Воспитатель: - В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.

- Что-то мы задержались на лесной полянке, солнышко все ниже и ниже, пора нам домой. Скоро появятся комары, а мы не взяли защитную мазь. Попрощайтесь с нашими новыми знакомыми: бабочкой, божьей коровкой и пчелой.

Литература:

Танасийчук В. «В гостях у насекомых»

Молодова Л. П. «Экологические занятия с детьми»
Категория: Конспекты | Просмотров: 926 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]