Главная » 2014 Август 20 » Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе
08:47 Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе | |
Цель: Формирование грамматического строя речи.
Задачи: Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы. Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Тренировать в употреблении в речи антонимов. Упражнять детей в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек). Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память. Упражнять в составлении описательного рассказа. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая. Приоритетная образовательная область: «Коммуникация» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы». Оборудование: предметные картинки с изображением головных уборов, одежды, обуви. План: 1.Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки». 2.Беседа «Что такое одежда, обувь и головные уборы». 3. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Какая одежда?» «Что наденем на прогулку» «Как назвать вещь?» «Образуй новое слово» «Скажи наоборот» 4.Физминутка «Маша-растеряша». 5.Составление описательного рассказа. 6.Итог. Ход образовательной деятельности: Организационный момент. Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Приготовьте свои пальчики, немного поиграем с ними. Гномики-прачки. Жили-были в домике маленькие гномики: Сжимаем и разжимаем кулачки. Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибаем пальчики, начиная с больших Раз, два, три, четыре, пять - пальцев. Стали гномики стирать. Разгибаем пальчики, начиная с мизинцев. Токи – рубашки, Трём кулачки друг о друга. Пики – платочки, Загибаем пальчики, начиная с больших пальцев. Лики – штанишки, Чики – носочки, Мики умница был, Всем водичку носил. Основной этап. Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте загадки, которые я для вас приготовила. «Не галстук он, не воротник, «Не ботинки, не сапожки, А шею обжимать привык. Но их тоже носят ножки. Но не всегда, а лишь тогда, В них мы бегаем зимой: Когда бывают холода» (Шарф) Утром – в школу, Днём – домой» (Валенки) «Я любой девчонке прикрою волосёнки, Прикрою и мальчишке стрижки – коротышки. От солнца я защита – для того и сшита» (Панама) Воспитатель: Правильно, ребята вы, наверно, догадались, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии. Дети: Да, мы сегодня будем говорить об одежде, обуви и головных уборах. Воспитатель: Правильно, ребята. Одежда появилась в глубокой древности как средство защиты от холода, солнца, дождя. Современная одежда чрезвычайно многообразна. Шьют её из различных тканей на швейных предприятиях. Вся продукция подразделяется на виды: верхняя одежда, мужские костюмы, женские платья, бельё, головные уборы и др. Большое количество изделий получают на трикотажных предприятиях: бельё, верхний трикотаж, перчатки, колготки, носки и др. Я вам буду бросать мяч, а вы называйте одежду, которую знаете. Дети: Шуба, брюки, кофта, водолазка, шорты, футболка, майка, сарафан, шапка, юбка, штаны, варежки. Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас назовите мне обувь, которую знаете. Дети: Ботинки, туфли, валенки, сапоги, сандалии, унты, кроссовки, чешки. Воспитатель: Хорошо, и, наконец, назовите, головные уборы. Дети: Шапка, панама, косынка, шляпа, берет, кепка. Воспитатель: Молодцы, дети. Вот видите, сколько вы знаете обуви, головных уборов, одежды. Воспитатель: Скажите, пожалуйста, если мы носим одежду зимой, то она какая? Дети: Эта одежда зимняя. Воспитатель: Правильно, а если осенью? Дети: Эта одежда называется осенняя. Дети: А ещё бывает весенняя одежда и летняя. Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Что наденем на прогулку?» Посмотрите, у вас картинки, я буду задавать вопрос, а вы должны ответить. Воспитатель: Что наденешь ты, а что Таня? Ребёнок: Я надену рубашку, а Таня - платье. Воспитатель: Что ты наденешь, а что Вова? Ребёнок: Я надену кофту, а Вова брюки. Ребёнок: Я надену платье, а девочка сарафан. Ребёнок: Я надену туфли, а мальчик футболку. Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте поиграем, подберите прилагательные к слову одежда, какая одежда? Дети: Одежда бывает верхняя, детская, взрослая, мужская, женская, чистая, спортивная, сезонная, осенняя, летняя, весенняя, зимняя, грязная, теплая, нарядная, красивая, новая, старая. Воспитатель: Молодцы, правильно. Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Как назвать вещь?» Кофту вязали (из шерсти) – вязаная кофта. Блузку вышивали – вышитая блузка. Платье сшили – сшитое платье. Нитки пряли – пряденое полотно. Ткали полотно – тканое полотно. Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Образуй новое слово», мы с вами будем образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Пальто – пальтишко Пояс – поясок Свитер – свитерок Плащ – плащик Воротник – воротничок Брюки – брючки Карман – кармашек Рубашка – рубашечка Платье – платьице Туфли – туфельки Пальто – пальтишко Сапоги – сапожки Воспитатель: Хорошо, сейчас сыграем в игру «Скажи наоборот», я говорю слово, а вы наоборот. Воспитатель: Надевать Дети: Снимать Воспитатель: Одевать Дети: Раздевать Воспитатель: Продавать Дети: Покупать Воспитатель: Завязать Дети: Развязать. Застёгивать – расстёгивать Стирать – сушить Гладить - мять Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, что можно делать с одеждой. Дети: Одежду можно надевать, носить, снимать, продавать, покупать, шить, вязать, одевать, застегивать, гладить, штопать, чинить, латать, стирать, сушить, вешать. Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, обуви, головных уборов. Дети: Деталь одежды – это карман, воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина, подошва, каблук, лямка, поля. Воспитатель: Хорошо, много вы знаете деталей одежды, обуви и головных уборов. Посмотрите на свои картинки и назовите предметы обуви и одежды, а также перечислите детали названных вещей. Ребёнок: У меня рубашка с воротником. Ребёнок: У меня юбка с поясом. Ребёнок: У меня шарф с кисточками. Ребёнок: У меня туфли с каблуками. Воспитатель: Молодцы, дети. Хорошо справились с заданием. А сейчас давайте немного отдохнём. «Маша-растеряша» Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону) Маша-растеряша. (Поворот в другую сторону, в исходное положение) И на стуле нет, (руки вперед, в стороны) И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны) На кровати нет, (руки опустили) (наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем) Маша-растеряша! Воспитатель: Немного отдохнули, сели красиво на свои места, спинки держим прямо. Воспитатель: А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Доскажи словечко» Я буду начинать, а вы продолжайте. Чтобы помочь, я буду показывать картинки-подсказки. Вчера в половине шестого мы видали двух сорок без …(ботинок) и (чулок). И щенков без …(носков), и синичек без ...(тапочек) и …(рукавичек). Без ботинок и чулок повстречали мы …(сорок), без носков …(щенков), Без тапочек и рукавичек …(синичек). А сейчас мы составим рассказ - описание «Моя любимая вещь» по плану: Название любимой одежды. Из какого материала сделана? Какого цвета? Когда ты надеваешь эту одежду? Почему эта вещь твоя любимая? Итог занятия. Воспитатель: Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами на занятии говорили? Дети: Мы говорили об обуви, одежде и головных уборах. Логопед: Правильно, что ещё делали на занятии? Дети: Называли детали одежды, проводили физ. минутку, играли в игру «Какая одежда», «Скажи наоборот». Воспитатель: Молодцы, сегодня на занятии все хорошо работали и поэтому заслужили сладкий сюрприз. Занятие окончено. До свидания. Список используемой литературы Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Одежда. Посуда. Продукты питания. – М.: Айрис-пресс, 2008. | |
|