Главная » 2014 Август 21 » Упражнения для развития речи для дошкольников
13:20 Упражнения для развития речи для дошкольников | |
Родительный падеж; единственное число
«У кого? » Логопед предлагает сесть тем детям, которые скажут, у кого в группе зеленые шорты, (полосатая рубашка, красное платье и т. п). Дети отвечают: «У Вовы», «У Тани» и т. п. «У кого листок? » На наборном полотне картинки с изображениями деревьев. У детей картинки с изображениями листьев. Логопед спрашивает: «У кого листок от дуба (от осины, от березы и т. п.? ». Дети отвечают: «У меня листок от дубы (от осины, от березы и т. п) . «Чего нет на столе? » На столе у логопеда 5 – 6 предметов. Предметы называются детьми, затем логопед закрывает их ширмой и убирает два предмета. Когда ширма поднята, логопед спрашивает: «Чего нет на столе? ». Ответы детей: «На столе нет ленты и кубика (банки и мяча и т. п.) . «Чей голос? » Логопед за ширмой произносит звукоподражания, например: му-у-у, бе-е-е и т. п., затем спрашивает: «Чей это голос? ». Если дети отвечают правильно, логопед показывает фигурку угаданного животного. Здесь проводится сравнивание двух падежных форм: это кошка – голос кошки, это корова – голос коровы и т. п. «Парные картинки» У логопеда набор карточек с двумя предметами, например: лиса и стол (жук и матрешка, книга и утюг и т. п.) ; у детей карточки с изображением одного из этих предметов. Логопед спрашивает: «Чего (кого) нет на твоей карточке? Дети отвечают: «На карточке нет стола (матрешки, утюга и т. п.) . «Предметное лото» Логопед спрашивает: «У кого рога (длинные уши, быстрые ноги, острые когти, длинный пушистый хвост, длинная шея и т. п.? Ребенок, поднимая соответствующую карточку, отвечает: «Рога у коровы» и т. д. «Кого нет в ряду? » Все дети встают в один ряд. Водящему закрывают глаза. Два – три ребенка выходят из комнаты. Водящий должен отгадать, кого нет в ряду. Водящий должен отгадать, кого нет в ряду. Примерные ответы: «Нет Тани, Вовы, Кати» и т. п. «Чей хвост, чья голова? » На большой картине изображены спрятавшиеся за разными предметами дикие звери. Видны только части тел. Логопед объясняет: «К острову подплыл корабль, звери испугались и попрятались. Что увидели путешественники? Дети отвечают: «Путешественники увидели голову обезьяны (хобот слона, хвост тигра и т. п.) . «Закрытый стакан» Логопед показывает детям стакан, обернутый салфеткой. Просит детей догадаться, стакан чего он выпьет, если в стакане (лимонад, кефир, компот, кисель, молоко, вода и т. п.) . Ответы детей: «Вы выпьете стакан сока (лимонада, кефира, киселя и т. п.) . «Кого испугался трусишка Коля? » Логопед раздает детям картинки, на которых изображены звери, птицы, насекомые (пчела, ворона, мышка, жук, крот, гусеница и т. п.) . Дети отвечают: «Коля испугался пчелы (гуся, утки, мышки и т. п.) . «У кого этот детеныш? » Логопед спрашивает: «Котенок у кого? Назови маму». Ответы детей: «Котенок у кошки (щенок у собаки, щенок у собаки, теленок у коровы, ягненок у овцы и т. п.) . «Из чего сделаны? » а) .на столе фрагменты шерсти, стекла, дерева, меха, кожи, железа и т. п. Логопед спрашивает: «Из чего сделан стол (сшиты сапоги, связаны носки, сшита шуба, сделан нож, сделан стакан и т. п.) . Ответы детей: «Стол сделан из дерева и т. п. ». б) .заменить словосочетания по образцу: кирпичный дом – дом из кирпича; снежная баба –баба из снега; деревянная ложка; кожаный ремень; шелковая ткань; шерстяной шарф; яблочный компот; гороховый суп и т. п. «Я начну, а ты продолжи» Я слышал голос воробья, кукушки… Я видел следы лося… «Исправь ошибку» Больной выпил чашку молоко. Саша съела кусок торт. Катя выпила стакан кисель. Таня слышала голос кукушка. И т. д. «1, 2, 5» Сосчитать предметы, например: одно яблоко, два яблока, пять яблок. «Чудесный мешочек» Дети называют предметы, которые прячутся логопедом в «Чудесный мешочек».Детям предлагается ощупать предмет в мешочке, назвать его и ответить, чего не стало в мешочке. Ответы детей: «В мешочке не стало катушки… ». «Около кого? »; «Около чего? » Дети стоят в ряд. Логопед предлагает ответить, около кого стоит Ваня (Таня, Толя и т. д.) . Ответы детей: «Я стою около Тани и Вани». И т. п. То же с предметами. «Скажи наоборот» Машина подъехала к дому. – Машина отъехала от дома. Птица подлетела к гнезду. Мама подошла к столу. Поезд подъехал к вокзалу. И т. п. «Посуда» На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, миска, чайник. Логопед предлагает найти и ответить: «Из чего едят суп (пьют чай, ест собака и т. п.? ». Ответы детей: «Суп едят из тарелки». «Чей клюв? » На фланелеграфе хаотично размещены изображены различных птиц и клювов разной формы. Детям предлагается найти клюв и назвать, чей это клюв. Приблизительные ответы детей: «Это клюв дятла». «Это клюв сороки». Множественное число «Закончи предложение» Логопед произносит предложение, не заканчивая его: «В саду созрело много … (слив, яблок, груш и т. п.) . В зоопарке живет много … (обезьян, тигров, волков и т. п.) . В магазине продается много … (платьев, курток, платков и т. п.) . На мебельной фабрике делают много … (стульев, столов, кресел и т. п.) . «Повара» На доске картинки с изображениями овощей и фруктов. Логопед спрашивает: «Из чего вы сварите компот? » Ответы детей: «Я сварю компот из яблок (груш, слив, персиков и т. п.) ». «Где мы были, что мы видели? » На доске сюжетные картины: «Сад», «Огород», «Лес», «Зоопарк», «Город». Логопед обращается к ребенку с вопросом: «Где ты был? Что видел? ». Ответы детей: - «Я был в огороде. Видел много огурцов… ». - «Я был в саду. Видел много яблонь… ». «Для кого нужен? » Логопед предлагает ответить на вопросы: «Для кого нужен скворечник (гнездо, клетка, улей, коровник и т. п.? ». Ответы детей: «Скворечник нужен для скворцов» и т. п. «Закрытый букет» На наборном полотне нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги. Логопед рассказывает о девочке Кате, которой подружки принесли закрытый букет и обещали отдать только тогда, когда она догадается, букет каких цветов у них в руках. Помогите Кате. Ответы детей: «Кате принесли букет тюльпанов (лилий, роз, одуванчиков, ландышей и т. п.) ». «Дружная семья» Логопед рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить, сколько в семье детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка (тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка, одеяло и т. д.) . Ответы детей: «В семье было пять кроваток (тумбочек, подушек и т. п.) ». Игра – соревнование «Кто больше назовет? » На наборном полотне изображения леса и зоопарка. Дети делятся на две команды. Им предлагается назвать как можно больше вариантов того, чего может быть в лесу (для 1 –ой команды) и зоопарке (для 2-ой команды). При подборе слов логопед предлагает детям существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют самые разные окончания (корней, листьев, гнезд, птиц, волков, лис и т. п.) . «Маша и медведь» Логопед показывает иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» и напоминает её содержание. Медведь приносил из леса и огорода полную корзинку. А вот чего – ребятам нужно догадаться по своим картинкам (орехи, ягоды, грибы, огурцы, желуди и т. п.) . «Игра с мячом» Логопед объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Предлагает поймать мяч и сказать: «Кого защищает зайчиха (кошка, собака, свинья, медведица, овца и т. п.? ». Ответы детей: «Зайчиха защищает своих зайчат» и т. п. Творительный падеж «Друзья» Логопед предлагает детям рассказать, с кем они дружат в детском саду и во дворе. Ответы детей: «Я дружу с Олей (Петей, Таней и т. п.) . «Ответь на вопросы» Чем мама режет хлеб? Чем папа пилит дрова? Чем ты ешь суп? И т. п. «Составь предложение» На наборном полотне сюжетные картинки. Логопед предлагает составить предложения по картинкам, при этом дает образец предложения: «Ваня косит траву косой». Примерные сюжетные картинки: Маша ест кашу ложкой. Девочка гонит козу прутиком (веткой). Витя копает грядку лопатой. Мальчик рисует цветок карандашом. «Кто чем питается? » На детях маски животных. Логопед предлагает рассказать, чем питается медведь (лиса, заяц, ёж, белка, волк, корова и т. д.) . «Цветочный магазин» На доске картинки с изображениями цветов. Логопед предлагает купить цветы, при этом спрашивает: «За чем ты пришел в магазин? ». Ответы детей: «Я пришел за розой (розами). «Я пришел за тюльпаном (тюльпанами) . «Чем можно? » Логопед спрашивает: «Чем можно писать (рисовать, красить, пилить, рубить, подметать, копать, причесываться, умываться, вытираться и т. п.) . Ответы могут быть однословными и полными предложениями. «Что с чем? » У детей картинки, которые они должны назвать. Например: «У меня чашка с блюдцем (корзина с яблоками, стакан с молоком, тарелка с клубникой и т. п.) . «Две картинки» У детей по 2 картинки. Логопед предлагает составить предложения по образцу: «Щеткой чистят зубы». Примерные пары картинок: руки – полотенце; платье – утюг; картина – краски; носки – спицы; ковер – пылесос и т. п. «Исправь ошибку» Зубы чистят полотенцем. Платье гладят пылесосом. Картину рисуют щеткой. Ткань режут спицами. Яму копают пилой. «Что (кто) где? » 1. Логопед предлагает детям закрыть глаза и представить реку и мост (цветок и пчелу, лампу и стол, самолет и лес, ковер и диван и т. п.) и ответить: «Что над чем? Кто над чем? ». Ответы детей: «Мост над рекой»; «Пчела над цветком» и т. п. 2. Логопед предлагает прослушать два слова и ответить на вопросы: «Что под чем? », «Кто под чем? ». Приблизительные пары слов: мышь – пол; стол – ноги; зеркало – полочка; тапки – стул; голова – шляпа; гриб – дерево; батарея – окно и т. п. Ответы детей: «Заяц находится (сидит) под кустом». «Загадка» (выучить) Мы весной его не встретим, Он и летом не придет, А зимою к нашим детям Он приходит каждый год. «Чем защищаются? » Еж – иголками; олень, кошка, собака, петух, конь и т. п. «Разведчики» В группе спрятаны игрушки (самолет, пушка, танк, грузовик и т. п.) . Отряд разведчиков ищет их. Найдя игрушку рапортует: «Танк мы нашли под стулом». «Любимая профессия» Логопед уточняет, какие бывают профессии, затем спрашивает: «Кем ты хочешь стать? ». Ответы детей: «Я хочу стать врачом (логопедом, поваром и т. п.) . «Зачем нужны? » Логопед просит детей ответить:Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, удивленно пожимаем, держим карандаш, закрываем глаза от пыли и т. п. ». Ответы детей: «Мы слушаем ушами (топаем ногами и т. п.) . «Под чем растут грибы? » На наборном полотне картинки с изображением различных пород деревьев и цветов. Логопед спрашивает: «Грибы растут под елками (под березами, под дубами, под ландышами и т. п.) ». «В зоопарке» На доске картинка с изображением зоопарка и портрет старичка. Логопед рассказывает о дедушке Егоре, который много лет ухаживал за слонами (медведями, жирафами, змеями и т. п.) . «Игра с мячом» Перед тем как бросить мяч кому – либо из детей, логопед просит их представить, с чем люди садятся в поезд, но говорить только про много предметов. Ребенок, поймавший мяч, отвечает фразой, например: «Пассажиры садятся в поезд с чемоданами (с сумками, с рюкзаками, с продуктами, с билетами, с документами и т. п.) . «Бабушкина корзинка» У детей картинки, на каждой из которых разные «дары леса» (грибы, ягоды, желуди) . Логопед показывает красивую корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Корзинка эта не простая, и тому, кто пойдет с ней в лес, обязательно повезет». Логопед просит посмотреть на свои картинки, представить, что все это дети собрали в лесу, и сказать, с чем была бабушкина корзинка. Ответы детей: «Корзинка была с желудями (с сыроежками, с орехами, с листьями и т. п.) . «Составить предложение из данных слов» 1. Девочка, гладить, платье, утюг. (Девочка гладит платье утюгом) . 2. Дети, украшать, елка, игрушки. 3. Мама, чистить, ковер, пылесос и т. п. | |
|