Главная » 2014 Август 21 » Упражнения для развития речи в детском саду
13:20 Упражнения для развития речи в детском саду | |
Что скажет мама?
Воспитатель задает ситуацию. Дети определяют, что скажет мама в данном случае. -Малыш не спит. Мама скажет: ложись на бочок, закрывай глазки, спи, мой родной. -Сын испачкался. -Папа подарил цветы. -Дочка помыла посуду. -Сын получил двойку. -Дочка не хочет кушать. -Сын обидел девочку. И т. д. Волшебные слова. В гости к детям приходит невоспитанный волк. Воспитатель предлагает детям научить волка, как себя вести: -если толкнул, скажи… .извини, пожалуйста. -если угостили, скажи… .спасибо. -если уступили место, скажи… .благодарю. -встретил, скажи… .здравствуй. И т. д. Ласковые, нежные слова. У воспитателя яблоко, в которое вставлено много спичек. -Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку. Достаньте спичку и назовите хорошее слово. Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову. Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д. Гласные – согласные. Детей делят на две команды. У каждой команды коробка: у одной для гласных звуков, у другой для согласных. Из общей коробки дети находят нужный им звук и несут своей команде Побеждает команда, которая не ошибется и выполнит задание первой. Кто быстрее сложит слово. На карточках написаны слова. У детей карточки с буквами. Ребенок должен по образцу собрать нужное слово. Усложнение: детям дается набор букв, составляющих слово. Дети должны собрать слово, расположив карточки прочитать слово. Вопрос – ответ. Дети выбирают ведущего. Он бросает мяч детям и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч и отвечает полным предложением. Вопрос: - Когда дети спят? Ответ: - Дети спят ночью. Однословный ответ считается неправильным и не принимается. Ведущий меняется считалкой. Хлопни, сколько слогов в слове. Воспитатель напоминает, что слово состоит из слогов. Нужно хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове. Мак – 1 хлопок Нора – 2 хлопка Собака – 3 хлопка И т. д. Если дети затрудняются, то воспитатель разрешает проговаривать слово и хлопать одновременно. Где мы были – как нам было? Воспитатель предлагает рассказать Петрушке, где они были и как им было. - Где мы были? - В театре. - Как нам было? - Интересно, смешно, уютно, замечательно. Используются места: лес, озеро, море, детский сад, гости, на празднике, в кинотеатре, зима, парк и т. д. Сосчитай слова в предложении. - Что такое предложение? Из чего оно состоит? Посчитайте сколько слов в предложении, которое я назову. Дети считают слова и говорят воспитателю. Можно использовать для ответов карточки с цифрами или схемами предложений. Назови слова с нужным звуком. Воспитатель называет 3 слова и звук. Ребенок должен назвать слово с заданным звуком. Шут, жук, шар. Звук – а . Ответ: шар. Можно дать задание самостоятельно придумать слово с нужным звуком Звук - Н : нос, окно, носки, машина и т. д. Чего не стало. Воспитатель говорит слова, дети говорят, чего не стало. Игла – не стало… иглы. Мяч – не стало… .мяча. Дом – не стало… .дома. Кукла – не стало… куклы. Яблоко – не стало… яблока. Лошадь – не стало… лошади. Сахар – не стало…. сахара. Конфета – не стало…. конфеты и т. д. Раз, два, три нужный звук ко мне приди! Воспитатель предлагает детям быть тем звуком, с которого начинается его имя. Звук А – это Аня, Антон, Алена. Звук К – это Катя, Кирилл, Коля и т. д. - Раз, два, три звук А ко мне приди! Подходят дети, чьё имя начинается с названного звука, а остальные стоят. Н арисуем портрет. Дети по очереди становятся художниками. Художник описывает кого-то из детей, а все отгадывают, чей это портрет. План описания: - мальчик или девочка -цвет волос -цвет глаз -какой нос, губы, уши Если дети не догадались, добавить описание одежды. Придумай концовку рассказа. Воспитатель предлагает придумать концовку небольшим рассказам. Например: В нашем дворе живет большая собака. Однажды она нашла кость и стала ее грызть. В этот момент к собаке подошел маленький котенок. Что было потом? Варианты ответов: собака бросила кость и погналась за котенком, собака понюхала котенка и стала дальше грызть кость, собака прогнала котенка и т. д. Почему так называют? Воспитатель называет сложные слова и предлагает детям объяснить, что они значат. Пылесос – пыль сосет Самолет – сам летает Самокат – сам катает Мясорубка – мясо рубит Огнетушитель – огонь тушит Овощерезка – овощи режет Чеснокодавка – чеснок давит и т. д. Найди звук. Воспитатель показывает детям предметы и просит назвать: -Что это? -Огурец. -Есть ли в слове огурец звук РЬ -Да. Воспитатель может называть звук, которого нет в данном им слове, тогда дети должны дать отрицательный ответ. Воспитатель поправляет, если дети путают мягкий и твердый звук. Что значит слово. Воспитатель называет слово, а дети говорят, что оно значит: Аня – имя девочки Петров – фамилия Стол – предмет мебели Сыр – продукт питания Сок – напиток из фруктов Жучка – кличка собаки Сосна – название дерева Новый год – название праздника Суббота – день недели и т. д. Коза – стрекоза Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово похожее по звучанию: Коза – стрекоза Чашка – ромашка Кошка – лукошко Сук – барсук Шина – машина Жар – пожар Ложка – дорожка Оса – коса и т. д. Звук – слог – слово. Воспитатель произносит звук, дети придумывают слог, а только потом слово с этим слогом: С – со – колесо П – по – полено Н – на – машина К – ку – кузов и т. д. Слог может быть в любом месте придуманного слова. Дом – домище. Воспитатель говорит: -Я назову вам слово, а вы найдите к нему такое слово, чтобы этот предмет стал огромным. Дом – домище Рука – ручище Сапоги – сапожищи Волк – волчище Медведь – медведище и т. д. Можно играть наоборот: стол – столик, дуб – дубочек, река – речка, туча – тучка и т. д. Это правда или нет? Дети угадывают, чего на свете не бывает: -Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас. -Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу. -Поздней осенью медведь любит в речке посидеть. -А зимой среди ветвей «га-га-га! » - пел соловей. -Быстро дайте мне ответ: это правда или нет? Затем дети сами придумывают небылицы и путаницы, а другие дети их распутывают. Найди другое слово. Воспитатель называет слова, а дети придумывают слова противоположные по смыслу: Длинный – короткий Мягкий – твердый Легкий – тяжелый Тонкий – толстый Сильный – слабый Храбрый – трусливый Здоровый – больной и т. д. Назови одним словом. Воспитатель предлагает послушать выражения и заменить их на одно точное слово: Груз, имеющий большой вес …. тяжелый Работа, требующая много труда…. трудная Дело, которое нужно сделать… .нужное Очень трудный день… .нелегкий Ребенок, который не слушается…. проказник Профессия, связанная с риском… опасная и т. д. Учимся рассуждать. Детям предлагаются картинки – небылицы. Например: летом мальчик в зимнем костюме катается на лыжах, зимой дети собирают грибы, цыплята плавают в воде с уткой и т. д. - Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно. Что надо изменить? Используйте слова во-первых, во-вторых, чтобы все поняли последовательность ваших рассуждений. Закончи фразу. Подушка мягкая, а скамейка…. жесткая. Пластилин мягкий, а камень…. твердый. Ручей мелкий, а речка… глубокая. Ягоды смородины мелкие, а клубники…. крупные. Кашу варят густую, а суп… .жидкий. Лес бывает густой, а бывает… .редкий. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду… .сухая. Покупаем картофель сырой, а едим…. вареный. Купили хлеб свежий, а он стал… .черствый. Летом едим огурцы свежие, а зимой… соленые. Составь рассуждение. Воспитатель дает тему для рассуждения. Дети рассуждают, используя слова: вот потому, потому что, в связи с этим и др. Осенью зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. они играли и веселились. На Новый год зайка решил пригласить друзей в гости, но никого не нашел. Почему? Потому что медвежонок зимой впадает в спячку, гусеница прячется под кору и т. д. Ждем гостей. Воспитатель говорит детям, что к ним придут гости предлагает ответить на вопросы: Как будем накрывать на стол? В чем будем подавать сахар? (конфеты, соль, масло, хлеб, салфетки) Из чего будем поить и кормить гостей? Что приготовим на ужин? Как будем веселиться? В какую игру предложим поиграть? Как будем прощаться? На ударном слоге – хлопни! Дети вспоминают, что есть безударные слоги и ударные. Затем называет слово, а дети повторяют его и на ударном слоге хлопают. Примерные слова: Машина, колесо, лошадка, нора, дерево, кукла, паровоз, самолет, окно, дырка, небо, мак, кот, парашют, кино, мяч, цветок, самокат, кольцо, дом, книга, таракан, собака, кошка, грузовик, медведь, зайчик, лиса, крокодил, телевизор и др. | |
|