Главная » 2014 » Август » 18 » Задержка развития речи у детей 3-4 лет
13:20
Задержка развития речи у детей 3-4 лет

Играя пальчиками, развиваем речь

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга», физиолог И. П. Павлов

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. Взрослые по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие взрослые считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.

Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

В настоящее время всё больше детей, которые говорят мало и плохо. Ребёнку, у которого плохо развита речь, и движения рук нескладны, «косолапы». Им сложно «построить» домик, выложить мозаику, нарисовать красиво и т. д.

Являясь педагогом дополнительного образования по дисциплине «Развитие речи» в детских творческих коллективах «Театр песни «Волшебники» (подготовительные группы) и Центр развития дошкольников «Филип-пок» я на собственном опыте столкнулась с данной проблемой, когда ребёнок 3-6 лет не может внятно и грамотно изложить свою мысль и чётко произнести звуки. Именно эта проблема и заставила меня обратиться к теме развития пальцевой моторики, так как известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь.

Прежде, чем приступить к решению данной проблемы, я ознакомилась с тем, как освещена она в специальной литературе. В результате изучения методических материалов, публикаций, пособий, INTERNET - ресурсов, я установила, что рядом исследователей: М. И. Кольцовой, Е. И. Исениной, А. В. Антаковой-Фоминой и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и даже экспериментально подтверждена зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Учёные, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (А. В. Фомина)

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

На этапе формирования группы я провела диагностическое обследование, наблюдала за воспитанниками. Оценив результаты обследования, запланировала следующую работу:

1. Подобрать соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям детей упражнения и задания.

2. Выполнять с детьми пальчиковые упражнения, развивая мелкую моторику рук, соблюдая принципы последовательности и систематичности.

3. Повышать у детей интерес к выполнению упражнений, используя игровую технологию.

4. Использовать упражнения развивающего характера.

5. Выполняя пальчиковые упражнения, развивать речь.

Использование пальчиковой гимнастики в детских творческих коллективах, педагогом которых я являюсь, имеет одни цели и задачи: развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста, а также помощь в освоении воспитанниками основной программы объединения: вокального коллектива (подготовительные группы) и Центра развития дошкольников.

Для получения более качественного результата в работе по развитию речи, я провожу пальчиковую гимнастику систематически на каждом занятии, выделяя её как отдельный этап и включая в разные моменты занятия.

Все упражнения подобраны в соответствии с возрастом детей и так, чтобы они постепенно усложнялись. В работе использую упражнения с речевым сопровождением, упражнения для пальчиков, изображающие разные предметы без стихов и речевого сопровождения. Приложение.

На первом этапе обучения предлагаю упражнения с лёгкими пальцевыми движениями: дети соединяют одноимённые пальцы обеих рук или поочерёдно соединяют пальцы с большими пальцами; изображают очки, флажки, лодочки и т. д. Затем провожу упражнения, с помощью которых дети учатся поочерёдно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения. Стараюсь использовать такие упражнения, чтобы в них содержалось, возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, чтобы в работу вовлекались все пальчики, и упражнения выполнялись как правой, так и левой рукой. Добиваюсь, чтобы все задания выполнялись детьми легко, без труда, приносили им радость. Использую пальчиковые упражнения, подходящие по тематике занятия: «Животные», «Инструменты», «Природа», «Растения», «Семья» и т. д., учитывая при этом сложность выполнения упражнения и готовность детей.

В начале обучения у большинства детей наблюдался ряд трудностей: пальцы рук были малоподвижны, движения неточны, темп, даже лёгких движений, замедлен. Но постепенно дети, с которыми проводилась гимнастика для пальцев, стали справляться и со сложными упражнениями. Одновременно эти дети быстрее овладели правильным произношением звуков, а дети 6 лет смогли ровнее писать, у них был лучший нажим при письме и рисовании, они ровнее держали строчку. В ходе выполнения разнообразных упражнений, дети «конструировали» из пальцев различные предметы, изображали животных, деревья, цветы и т. д. Такая игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и положительный эмоциональный настрой. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру, стимулирует запоминание, развивает внимание. Многие изученные упражнения, особенно сопровождающиеся стихами, дети воспроизводят и в самостоятельных играх.

Опыт работы показал, что использование пальчиковой гимнастики в работе с воспитанниками вокального коллектива (подготовительных групп) и центра развития дошкольников играет положительную роль в развитии речи детей, в совершенствовании внимания и памяти – психических процессов, тесно связанных с речью, а также облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма. Пальчиковые игры способствуют развитию мышления, воображения, творческого начала: стимулируют способность ребёнка фантазировать, изобретать своих героев, предметы. Поэтому и в дальнейшей работе я планирую использовать пальчиковые игры, решая при этом следующие задачи:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Выполнять работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярно.

3. Повышать интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в игру.

4. Используя в работе с детьми пальчиковые упражнения, развивать речь детей.

5. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Упражнения без речевого сопровождения.

- «Пальчики здороваются»: кончики большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца;

- «Корни деревьев»: кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз;

- «Дерево»: локти рук – на столе, пальцы подняты вверх, растопырены, выполнять по очереди для обеих рук;

- «Дом»: ладони рук соединить под углом – «крыша» дома, кончики пальчиков обеих рук соприкасаются;

- «Замок»: ладошки прижаты друг к другу, пальцы переплетены;

- «Цветок»: ладони обеих рук соединить, а затем развести в стороны, кроме запястья рук, пальцы чуть согнуты.

Упражнения со стихотворным сопровождением

Очки.

Бабушка очки надела и на внучку поглядела.

Флажок.

Я в руке флажок держу и ребятам им машу.

Лодка.

Лодочка плывёт по речке, оставляя на воде колечки.

Стул.

Ножки, спинка и сиденье – вот вам стул на удивленье.

Стол.

У стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка.

Цепочка.

Колечко с колечком соединяем –

цепочку из пальчиков мы получаем.

Зайчик.

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих ребят.

Упражнения с речевым сопровождением

Взрослый читает стихи или потешки, сопровождая их движениями пальцев или кистей рук:

Сорока - белобока (русская народная потешка).

Ладушки- ладушки (русская народная потешка).

Заготавливаем капусту.

Руками имитируем соответствующие действия.

– Мы капусту рубим, рубим!

– Мы морковку трем, трем!

– Мы капусту солим, солим!

– Мы капусту жмем, жмем!

Замок.

Исходное положение: руки – в замке.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог? (пожали плечами)

Постучали, покрутили, (постучать кулачками друг об друга)

Потянули и открыли. (потянули в разные стороны, не разжимая руки и разжали)

Семья.

Исходное положение: сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.

– Этот пальчик – дедушка,

– Этот пальчик – бабушка,

– Этот пальчик – папочка,

– Этот пальчик – мамочка.

– Этот пальчик – это я.

– Вот и вся моя семья. (На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
Категория: Дошкольникам | Просмотров: 1045 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]