Главная » 2014 » Август » 18 » Задержка развития речи у детей 6-7 лет
13:20
Задержка развития речи у детей 6-7 лет

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя находить оптимальные пути для его развития и формирования. В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями. Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении, устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка.

Для детей с речевым недоразвитием характерны:

- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; - недостаточный объем сведений об окружающем, - отставание в развитии словесно-логического мышления; - общая психофизиологическая расторможенность; - недоразвитие общей и мелкой моторики. Наиболее благоприятным периодом развития творческих способностей выступает старший дошкольный возраст.

Изучение особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ОНР показало, что задержка в развитии речи ведёт за собой и задержку развития воображения, так как у детей с общим недоразвитием речи речевой опыт ограничен, разговорная речь бедная, малословная.

Все дети любят рисовать. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного. Однако анализ собственной педагогической деятельности показывает, что дети с нарушением речи слабо владеют изобразительными навыками, а при отсутствии коррекционного развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети наизусть рисуют то, что умеют.

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире.

Рисунки детей-логопатов отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесенности частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей. Из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей-логопатов происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому порой яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется.

Основной целью моего исследования явилось изучение специфики и возможности развития творчества у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по рисованию.

Проанализировав работы старших дошкольников с ОНР (в сравнении с обычными группами воспитанников того же возраста, я заметила, что их рисунки отличаются бедностью колорита и недостаточной реалистичностью. Например, фигура человека бывает выше дома, а из основных цветов дети редко используют более двух-трех. Отсюда следует, что на занятиях ИЗО с такими детьми нужно «проговаривать» выполняемую работу.

Необходима также и система коррекционно-развивающей деятельности, индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, формировать познавательные интересы. Если же эту работу не проводить, то воображение будет значительно отставать в развитии.

Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная и др.) имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. При реализации специальной обучающей методики по изобразительной деятельности у детей возможно преодоление общего недоразвития речи посредством развития творчества.

Обучающие занятия должны учитывать ряд психолого-педагогических условий, в том числе иметь коррекционно-развивающую направленность, ориентированную на индивидуальные особенности психофизиологической сферы детей и способствующую развитию творчества. Коррекционно-развивающие методы (пальчиковая гимнастика, элементы логоритмики, музыкотерапия и др.) интересны детям и помогают проявлению индивидуальности, творческому самовыражению, самораскрытию личности.

В процессе НОД я использую:

– дидактические игры

– пальчиковые игры

– физкультминутки

– художественное слово

– элементы психогимнастики и релаксационные упражнения

– музыкальное сопровождение

– графические упражнения.

Хорошо подобранные средства наглядности вызывают у детей положительные реакции, их применение обеспечивает заинтересованное отношение к работе и тем самым повышает эффективность учебного процесса.

НОД изобразительной деятельностью носит интегрированный характер, теснейшим образом связаны с такими разделами, как ознакомление с окружающим миром, природой, развитием речи. Они включают в себя игровые элементы, часто полностью построены на них, что позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, естественным, а главное, более продуктивным.

За основу занятий можно брать сказочно-игровую форму преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, игры-импровизации, погружение ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера придадут занятиям динамичность, создадут интригу, вызовут интерес. При этом нужно учитывать, что у детей с общим недоразвитием речи полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, владения лексикой, грамматические отклонения.

При организации занятий следует учитывать идею о «зоне ближайшего развития»: сначала детей знакомят с известными событиями и явлениями окружающей действительности, а затем с такими, как космос, День защитника Отечества, перелетные птицы и др.

На первоначальном этапе обучения дошкольники знакомятся с иллюстрациями в детских книгах. Эстетическое воздействие красочных, нарядных картинок исключительно велико. В известной мере этому способствует знание детьми содержания иллюстрируемых литературных произведений. Работа с иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева, В. Сутеева, А. Каневского, А. Пахомова и других художников помогает осуществлять задачи эстетического воспитания.

Вместе с детьми обсуждаются просмотренные картины известных художников. Задаются вопросы, которые помогают раскрыть замысел автора, настроение, переданное им в картине: Чем вам нравится эта картина? Как художнику удалось передать грусть или радость? Какие краски нужны ему были для этого? Какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину?

Знакомлю детей с нетрадиционными техниками изображения: пейзажной монотипией, пальчиковой живописью, кляксографией, "рисованием" пластилином, губкой, изготовлением коллажей.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, развитие фантазии, наблюдательности, импровизации.

Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей-логопатов. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у них развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере.

Успех в работе по развитию творческих способностей детей-логопатов может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Цель взаимодействия детского сада и семьи – объединить усилия взрослых для успешного развития речи ребенка. Систематическая, планомерная работа дает положительные результаты. В конце учебного года будет проведен мониторинг развития детей с ОНР. Видимые изменения, основанные на наблюдениях за детьми во время работы, уже заметны сейчас: у них проявляется повышенная познавательная мотивация, работоспособность, положительная эмоциональная окраска поведения, дети проявляют инициативу и самостоятельность. У детей появился еще больший интерес к изодеятельности, улучшилось качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения, оригинальность изображения, более полное раскрытие замысла) .

Таким образом, развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы и имеет большое значение для раскрытия их индивидуальности, самовыражения личности, формирования внутренней потребности к творческому преобразованию окружающей действительности.
Категория: Дошкольникам | Просмотров: 1706 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]